Потребитель и покупатель: не одно и то же

Казахстанцы часто путают эти близкие, но отнюдь не тождественные понятия. А между этими определениями есть существенная разница.

Например, в Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение: «Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Потребитель, как правило, приобретает товары, заказывает услуги и работы для личного пользования, для своей семьи либо в подарок для кого-либо, но не для перепродажи.

Отдельного определения для покупателя в законодательстве Республики Казахстан не предусмотрено, хотя покупатель как субъект встречается в гражданском праве регулярно. Согласно обще-принятой терминологии, под «покупателем» принято понимать человека или юридическое лицо, которое является стороной сделки, осуществляемой в рамках гражданско-правового законодательства. Предполагается его взаимодействие с продавцами – другими участниками данных сделок.

Покупатель может приобретать товары или пользоваться услугами не только в целях удовлетворения личных потребностей, но также, к примеру, для осуществления предпринимательской деятельности. Он может становиться и продавцом, используя купленные товары или применяя результаты полученных услуг в целях формирования собственных предложений на рынке.

В чем разница между потребителем и покупателем? Главным отличием является цель заключения договора. Потребитель может преследовать лишь цель удовлетворить личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью. Покупатель же может преследовать любые цели, в том числе связанные с предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо не может являться потребителем. В случае наличия спора между юридическими лицами обращение рассматривается в арбитражном суде, в случае же спора о защите прав потребителей обращаться необходимо в суды общей юрисдикции.

Потребитель не всегда приобретает товар. Заказав ремонт квартиры из своих материалов, человек не станет покупателем (поскольку не получил какую-либо вещь в собственность), однако будет являться потребителем, поскольку ему будет оказана услуга по ремонту, контр-агентом будет являться организация.

Покупатель может приобрести товар у физического лица. Потребитель этого сделать не может. Преамбула Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что продавец, изготовитель или исполнитель – это всегда организация, независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель.
У покупателя, являющегося юридическим лицом, или же у физического лица, заключившего договор с другим физическим лицом, нет права ссылаться в обоснование своих требований на Закон «О защите прав потребителей».

Связано это с тем, что все существенные условия договора можно включить на стадии предварительного согласования (например, пункт о гарантийном обслуживании товара, послепродажном обслуживании и т.д.). Потребитель является слабой стороной по сравнению с продавцом, а в случае с покупателем, не являющимся потребителем, стороны находятся в относительно равном положении.

Таким образом, потребитель и покупатель – это разные правовые статусы субъекта. При этом оба эти понятия могут включать в себя и разные социальные роли. Например, в случае, когда родитель покупает для ребенка игрушку, родитель выступает как покупатель, а ребенок – как потребитель.

За дополнительной информацией можно обратиться в департамент по защите прав потребителей Акмолинской области по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб. 6, или по телефону горячей линии 8 (716-2) 50-51-22.

Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента
по защите прав потребителей
по Акмолинской области.

Читайте также