Тассуатский артефакт «переехал» в Кокшетау

«Акмолинская правда» рассказывала своим читателям (см. № 56 от 25.05. с.г.) о необычайной находке близ Жаркаинского села Тассуат. А на днях стало известно, что найденный топор «пере-ехал» из села в областной центр: 11 июля состоялась передача экспоната Акмолинскому областному историко-краеведческому музею.

Окаменелое яйцо.

Учитель истории Дамир Гафаров (он в с. Тассуат одновременно заведует школьным музеем и пополняет его новыми экспонатами) первым дотошно изучал редкий экземпляр боевого топора, искал его аналоги в музеях, а потом начал обращаться в различные инстанции: «Помогите научно подтвердить ценность находки, или опровергните мое предположение!». Шутка ли – заявить, что возраст находки – 4 тысячи лет! После газетной публикации на эту тему село не стало, конечно, Нью-Васюками (городом из известного романа Ильфа и Петрова), но на него обратили внимание, и сюда потянулись гости, в том числе и из столицы.

Из всех гостей Тассуатского краеведа особенно впечатлила встреча с Марал Хабдулиной, доцентом кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, директором НИИ археологии им. К.А. Акишева. Марал Калымжановна давно занимается ар-хеологией Акмолинского Приишимья, исследовала здесь памятники бронзового века, эпохи раннего железа. Сейчас она руководит группой исследователей, работающих на границе с соседним Жаксынским районом.

Кандидат исторических наук, рассматривая редкую находку с особым интересом, признала: «Да, это «Бронза». Я имею ввиду состав, из которого состоит предмет, и эпоху, в которую его изготовили. Про этот топор я слышала от другого краеведа, вашего земляка Елеубека Тналина. Повезло вам: на исследуемых сейчас курганах приходится, к большому сожалению, констатировать факты неоднократных разграблений. А этот экземпляр хорошо сохранился, на нем отчетливо видны следы времени. Представляет интерес для областного, республиканского музеев. Думаю, что там он и должен храниться».

Сигналы школьного учителя и опубликованный материал в «АП» сыграли свою результативную роль. И я поинтересовался у теперь уже бывшего держателя уникального предмета:

— Дамир Мидхатович, признайтесь, где ценную вещицу хранили? Чем больше о ней узнавали, тем, наверное, дальше прятали?

Собеседник кивком головы указал на учительский портфель, из которого он то и дело доставал артефакт для демонстрации всем любопытствующим. А потом добавил:

— Сами понимаете – школьное здание, где располагается музей, с 80-х годов прошлого века не ремонтировалось основательно. Знаю, что односельчане сожалеют о том, что местную находку увезли, спрашивают, «зачем отдал». У меня другое мнение: пусть оригинал находится в надежном месте, под охраной.

— И много вопросов задают?

— Засыпают! А тут еще сообщили, что меня приглашают на областную научную конференцию с участием краеведов. Тоже, наверное, интересоваться будут тассуатским открытием.

— Документ на память Вам оставили?

— Обещали прислать.

— Не скучно без находки? Подобное редко случается. Может, один раз в жизни.

— Пойдемте, что-то покажу. Вот, ходил на рыбалку, нашел на берегу окаменелости: фрагменты костей и треснувшее яйцо.

— А это какая древность?

— Около 70 тысяч лет, если экспертиза подтвердит их биологическое происхождение…
О дальнейшей судьбе тассуатской находки рассказал газете директор Акмолин-ского областного историко-краеведческого музея Куаныш Шакшаков:

— Прежде чем новое приобретение займет свое место в нашей экспозиции, мы, насколько позволит бюджет музея, хотим провести ряд исследований. В том числе – экспертизу на обнаружение следов ДНК. Возможно, она расскажет о владельцах оружия, его использовании.

Фото автора и Назиры ШПАНОВОЙ.
Жаркаинский район.

Читайте также