Готовимся к выборам

«Это событие является знаменательной вехой в истории нашей страны и стратегически важной для нас задачей. Впервые наши граждане получат возможность напрямую избирать глав местной исполнительной власти. Мы шли к этому постепенно и планомерно», — подчеркивал на недавнем совещании с акимами регионов Глава государства Касым-Жомарт Токаев.

О том, какие нормы законов должны быть соблюдены при подготовке к прямым выборам акимов сельских округов, поселков и городов районного значения, мы беседуем с председателем Акмолинской областной избирательной комиссии Манарбеком Садуовым.

— Манарбек Айдарбекович, сколько акмолинцев примут участие в предстоящих в этом году первых в истории страны прямых выборах сельских акимов?

— В нашей области работают 239 акимов сельского уровня. На первых прямых выборах планируется избрать 95. В 227 населенных пунктах, где поэтапно будут выбирать акимов, проживают более 153 000 человек. В проведении выборов будут задействованы 20 территориальных и 218 участковых избирательных комиссий.

В дальнейшем выборы будут проходить по мере истечения полномочий действующих акимов. Надо отметить, что одно и то же лицо не может быть избрано акимом одного и того же города районного значения, села, поселка, сельского округа более двух раз подряд.

Сейчас в прессе, в социальных сетях некоторые эксперты выражают опасение, не будет ли задействован административный ресурс в том случае, если в выборах принимает участие действующий на данный момент аким. Думается, что эти опасения почвы под собой не имеют. МИО, избирательные комиссии должны создать равные условия для всех кандидатов. Этого требует законодательство, и мы обязаны его соблюдать.

— Кто имеет право баллотироваться на пост акима на предстоящих выборах?

— Любой гражданин Казахстана, достигший 25-летнего возраста. Но надо понимать, что избранный прямым голосованием аким села, сельского округа, поселка – это государственный служащий. Поэтому каждый из кандидатов должен соответствовать законодательно закрепленным для госслужащих требованиям.

Не может быть принят на государственную службу гражданин, признанный судом недееспособным или лишенный судом права занимать государственную должность в течение определенного срока. Как и тот, кто в течение трех лет до поступления на госслужбу привлекался к дисциплинарной ответственности за совершение дискредитирующих его проступков, освобожденный от уголовной ответственности за тяжкие или особо тяжкие преступления по нереабилитирующим основаниям.

Законом РК «О государственной службе» обеспечивается возможность баллотироваться и тем, кто не имеет опыта работы на государственной службе: ученым, руководителям негосударственных организаций, зачисленным в Президентский молодежный кадровый резерв… Так что – диапазон деятельности возможных кандидатов широк.

— А возможен такой вариант: на пост акима сельского округа, допустим, в Есильском районе баллотируется житель другой области?

— Да, вполне возможен. Казахстан – унитарное государство, административное деление в данном случае роли не играет. Тем более если кандидат выдвинут политической партией. В этом случае ему не надо, как самовыдвиженцам, собирать подписи 1% жителей данного населенного пункта. Хотя сделать это несложно. У нас есть села, где проживают 500-600 избирателей. Так что собрать подписи пяти-шести человек вполне реально.

Другой вопрос – за кого отдадут голоса жители в ходе тайного голосования. Тем более, что в избирательных бюллетенях теперь есть графа «Против всех». Избирателям надо понять всю меру ответственности. Думаю, что акмолинцы не будут руководствоваться принципом «свой – чужой», сделают выбор, оценив личностные и деловые качества кандидатов. Прежде всего, обратят внимание на его предвыборную программу – насколько в ней отражены реальные проблемы населенного пункта, какие пути решения предлагаются.

Даже в том случае, если кандидат в этом населенном пункте ранее не проживал, возможности для этого в ходе предвыборной агитации будут. Предвыборная агитация начинается за 10 дней до выборов.

— Пожалуйста, расскажите подробнее, как должна проходить предвыборная агитация, какие формы недопустимы.

— Весь процесс выборов и предвыборной агитации регламентирован Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан». Предвыборная агитация осуществляется через СМИ, путем проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий… Возможны также личные встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Допустимы выпуск, распространение печатных, аудиовизуальных материалов. Но этим не должны заниматься органы государственные и местного самоуправления, их должностные лица при исполнении служебных обязанностей, религиозные объединения, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов.

И, прошу обратить внимание, члены избирательных комиссий. Вообще, на этих выборах к членам участковых избирательных комиссий нам надо будет проявить особое внимание. Ни один из них не должен быть родственником ни одного из кандидатов. А если село небольшое, люди живут в нем из поколения в поколение, и все три кандидата – местные жители, соблюсти это требование сложно. Но мы обязаны это сделать, будем составлять резервные списки, обучать всех, инструктировать.

Необходимо и присутствие наблюдателей на протяжении всего дня выборов. Причем, если в небольшом селе все избиратели проголосуют, к примеру, до обеда, избирательный участок закроется в 20 часов.

— Должность сельского акима чрезвычайно ответственна. «…Содействует сбору налогов и других обязательных платежей, регулирует земельные отношения, обеспечивает строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, содействует организации крестьянских или фермерских хозяйств…» – это далеко не все его функциональные обязанности. Так что ситуация отсутствия конкуренции, видимо, вероятна?

— Исключено. Законодательство предусматривает прямые выборы акимов сельских округов, поселков и городов районного значения только на альтернативной основе.
Самовыдвиженцы, болеющие за судьбу своего села, несомненно, будут.

Очевидно, что политические партии используют эту возможность, чтобы приобрести больше сторонников. Активизация партийного строительства как раз и является одной из целей этой демократической реформы. Так что в случае избрания такой аким будет нести двойную ответственность: перед избравшими его сельчанами и перед партией, членом которой он является. При этом, если он прекращает членство в политической партии, от которой был выдвинут, то должен сложить и полномочия акима. Конечно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации политической партии.

И лишь в том случае, если на последний день выдвижения будет зарегистрирован всего лишь один кандидат, срок выдвижения кандидатов продлевается на пять дней, и свои кандидатуры может предложить аким района – обязательно согласовав их с местными жителями.

Работа предстоит огромная. Мы к ней уже приступили. В полной мере разделяем уверенность Президента РК Касым-Жомарта Токаева в том, что «предстоящие выборы придадут новый импульс политическим реформам и откроют возможности для вовлечения граждан в процессы управления страной и принятия решений».

Беседовала Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также