Прекрасный «гвоздь» сезона непростого

Есть у нас такое опасение: скоро мы начнем забывать, что фамилия директора областного русского театра драмы – Бахтыгереев. Непосвященные уже сейчас могут решить, что зовут его Бейбут Креативный.

Уж очень сложно говорящим о нем людям обойтись без этого абсолютно верного определения. А еще без: «харизматичный», «талантливый». А еще…
Только человек, обладающий всеми этими качествами, может ежегодную церемонию закрытия сезона превратить в незабываемый праздник. И при этом санитарные требования соблюсти. Можно только догадываться, чего это стоило коллективу. Но в данном случае – это прекрасный праздник прекрасного коллектива и всех влюбленных в наш театр зрителей.

А предшествовала ему напряженная работа – инициированный все тем же Бейбутом Салаватовичем «Фестиваль новых постановок». Три дня по два спектакля, лекция театрального критика, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля РК, профессора Национальной академии искусств Сании Кабдиевой и вечерний «разбор полетов» – анализ показанных спектаклей. Это так нужно для того, чтобы «завтра было лучше, чем вчера» и для того, чтобы «забить гвоздь», достойный такого непростого театрального сезона.

Когда самооценка и оценка внешняя совпадают

День первый начался с пресс-конференции.
Директор АОРДТ Бейбут Бахтыгереев: «Было сложно всем. Большей частью «варились в собственном соку». Не было приглашенных режиссеров. Долгое время со зрителем, с детьми общались «по ту сторону экрана». Но не сидели, сложа руки. В творческую депрессию не впали. Своими силами поставили шесть новых спектаклей. И дальше – планов громадье».

Театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК, профессор Национальной академии Сания Кабдиева: «То, что делается в Акмолинском областном русском драматическом театре – очень важно. Мы рады за столичную область. У нее есть мощный культурообразующий центр. Здесь собираются люди, у которых есть потребность в прекрасном, в духовном развитии. О фестивале  «Teart Kokshe» знают за пределами Казахстана. Множество театров из стран СНГ хотят участвовать в нем.

Бейбут Салаватович – очень креативный руководитель. У него потрясающая команда. Для меня коллектив АОРДТ – образец. В нем есть взаимопонимание. Есть общая любовь к театру. Поездка сюда – отдых для души. Видишь желание работать, понимание, как это делать. И радующий зрителей результат».

Главный режиссер театра Ольга Луцива (по образному и верному определению Бейбута Бахтыгереева – «Шея, двигающая весь творческий процесс»): «Как только мы смогли выйти на открытые площадки – народ пошел массово. Это радует и вдохновляет. Все это сложное время мы в творческом простое не пребывали, приобрели новый опыт. Я горжусь своим коллективом. Очень надеемся на поддержку руководством области наших начинаний, планов. Это нужно акмолинцам».

И все три дня – по два спектакля в день. Невероятно трогательный спектакль «МУМУ». После отчаянного «Любите барыню» Людмилы Скуратовой на каждый персонаж этой бессмертной драмы смотришь по-иному.

Аллегорический, эпичный – «Коней своих не прерывая бег», демонстрирующий общечеловеческую, непреходящую ценность слов великого Абая. Уносящий нас в мир абсурдный, парадоксальный, но такой веселый и забавный – «Mеmentoм в море». Спектакль «Река Потудань», в котором режиссеру и актерам удалось донести до зрителя неповторимую и сложную для восприятия магию текста Андрея Платонова.

Философский, многозначный спектакль «Хижина». Выходя из зала, видела плачущих женщин. Видимо, недавно потеряли кого-то из близких. За что? Почему? Или все-таки: для чего? В спектакле верны все варианты ответа. «Каждый выбирает для себя».
Трогательный, добрый – «Саня, Ваня и с ними Римас», после которого долго напеваешь звучащее в нем рефреном «Шел казак на побывку домой». Уж очень проникновенно пели полюбившиеся зрителям герои.

И каждый фестивальный день – лекция Сании Дуйсенбаевны. Разговор с единомышленниками о главном для них – будущем театра. Ну, а вечером – «разбор полетов», объективный, временами спорный, но заканчивающийся неизменным: «Спасибо за спектакль».
Так что «Гвоздь сезона» и зрители, и коллеги определяли, увидев еще раз все постановки ушедшего театрального года.

Только на этой сцене!

Внутренний дворик здания театра преображается не впервые. На премьере «Учитесь жить, смеясь» он уже и в грузинский двор превращался.
А 27-го июня! В нем пели солисты областной филармонии, старый добрый рок-н-ролл плясали и стар и млад. Мимы, достойные школы Вячеслава Полунина, – они же, как говорится, «и мертвого разбудят».

Далеко окрест разносились слова выступающих: «Наш город стал центром культуры всего Казахстана совсем не случайно. Сколько талантов, сколько новых имен! – говорила руководитель управления культуры, архивов и документации Айгуль Сабитова. — Только здесь, только на этой сцене, только в таком замечательном театре – такие инновационные спектакли, новые проекты. Наш театр – всегда на высоте».

Диплом «Актер года» Андрею Владимирову вручала несравненная «Мисс Азия-2021», «Miss&Mrs Universal Aзия 2021», Региональный директор конкурса красоты «WORLD Beauty» в Республике Казахстан Динара Саутбаева. Оксане Науменко, удостоенной звания «Актриса года» – начальник областного департамента полиции, генерал-майор полиции Арманбек Баймурзин. Диплом за «Лучший дебют в режиссуре» Тимуру Валиеву – заслуженный мастер спорта РК по боксу, чемпион мира – 2016 г., чемпион Азии 2021 г., 10-кратный чемпион РК Дина Жоламан.

Ну разве без харизмы и креативности Бейбута Салаватовича можно собрать «в нужное время и в нужном месте» таких гостей знаменитых и любящих театр спонсоров, преподнесших подарки победителям?

Диплом победителя в номинации «Лучший спектакль» уйдет за пределы Казахстана. Это – наша благодарность российскому режиссеру Баатру Колаеву за поставленный им спектакль «Река Потудань».

Лучшим актером детского театра признана Ольга Суворова — украшение любой поставленной сказки. Приз зрительских симпатий достался Максиму Михееву. Он же Герасим из спектакля Муму, он же отец Никиты Фирсова из «Реки Потудань», он же…

Обладателем специальной театральной премии имени Якова Куклинского стал человек, который, по словам Бейбута Бахтыгереева, «каждый день из года в год пре-данно и самозабвенно служит искусству театра. Человек, о котором не знают зрители, но без которого артисты не могут обойтись ни дня» – помощник режиссера Светлана Жарикова.
Завершая чудесный бал, в который коллектив театра превратил ежегодную церемонию закрытия сезона, Бейбут Салават благодарил акимат нашей области, организацию Россотрудничество, без помощи которых участие в фестивалях, реализация многих проектов вряд ли возможны.

И «вишенка на торте» – спектакль «Панночка», полюбившийся зрителям не только акмолинщины, но и зарубежья, ближнего и дальнего.
До новых встреч, любимый наш театр!

Читайте также