Аксакал юриспруденции

В судебной системе работаю с июля 1969 года по сей день. Из этого более чем полувекового трудового пути 35 лет работал судьей и председателем районных судов. С ноября 1999 года был судьей Акмолинского областного суда, а с 2011 года – председатель совета судей-ветеранов этого же суда. Начал о себе не для рекламы своей персоны. Горжусь тем, что этот путь подарил мне множество удач: стало возможным близко узнать и тесно общаться с доброй сотней корифеев юриспруденции как нашей Кокшетауской земли, так и ближнего зарубежья.

Среди этой когорты преданных законности и справедливости юристов земли Кокшетауской особое место занимал Адгам Бариевич Даминов, уроженец села Большие Тарханы Татарстана. Он родился 1 декабря 1942 года, в большой семье местного юриста Бари Даминова, которого по брони не призывали на фронт. Мама Фахиря была занята воспитанием шестерых детей.

В 1960 году Адгам Бариевич связал свою жизнь с городами Щучинском и Кокшетау, в которых прошла вся его трудовая биография. В Щучинске он начинал механизатором, а после службы в танковых войсках с 1965 года работал слесарем на Щучинском ремзаводе.

С 1968 года до 2013-го аксакал посвятил себя юриспруденции. До 1975 года служил в транспортной милиции на ст. «Курорт-Боровое». В 1975-1985 годах – в органах прокуратуры Кокшетау, прошел путь от следователя до заместителя прокурора города. В 1985-2012 годах продолжал борьбу за законность и правопорядок в органах адвокатуры. Здесь он прошел такие ступени, как адвокат, заведующий юридической консультацией, заместитель председателя президиума Кокшетауской областной коллегии адвокатов, а таже председателя этого президиума. Почти полвека напряженного труда на благо торжества законности, спрессованных в короткие строки биографии, оставили Адгаму Бариевичу немало седин, удостоив почетного звания «Бабай». Но и отобрали немало здоровья, перевоплотив смуглого, стройного джигита в седобородого, худощавого любимца медиков. Таковы суровые законы матушки природы. Здоровье корифея юриспруденции начало давать сбои. Родные и медики сделали все, что могли. Но природа распорядилась по-своему.

Горько и тяжело писать об Адгаме Бариевиче в прошедшем времени. В мае 2021 года он ушел из жизи в расцвете сил, оставив родным, близким и нам – соратникам разных поколений – боль и горечь преждевременной и безвозвратной утраты.

Между мной и Адгамом Бариевичем пролегли более сорока лет общения, проникнутые духом огромного взаимоуважения, взаимопонимания и здорового сотрудничества. Разница в возрасте между нами была всего каких-то пять лет. Он часто говаривал: «Бес жас бел құрдас!», то есть – «Мы ровесники с колыбели!». Кроме того, у нас было абсолютно одинаковое начало жизненного пути. У него, как и у меня, была тяга к кино. После школы он сразу начал работать помощником киномеханика в родном селе. Тяга к технике привела его к работе трактористом. Мы, дети роковых сороковых, прошли хорошую трудовую закалку. Гордились, что начинали самостоятельную жизнь механизаторами и рабочими на производстве. Поэтому, несмотря на то, что мы, в основном, общались по телефону, работали в разных структурах правозащитных органов, чувствовали себя соратниками и родственными душами. Каждая беседа с Адгамом Бариевичем оставляла ощущение обогащения новыми нравственными ценностями. Не каждый собеседник и не всегда оставляет подобное.

Когда описываешь духовный облик Адгама Бариевича, поневоле напрашиваются сравнения: на какой красивой земле родился и жил, таков же был его внутренний мир. Я часто ловил себя на мысли о том, что его путь был предначертан Всевышним – быть только юристом. Прежде всего, он был сыном юриста. Кроме того, он был воплощением всех позитивных качеств порядочного человека, так необходимых юристу. Все это неминуемо привело его в юриспруденцию.

Адгам Бариевич и его супруга Гильжиган воспитали наследников, которыми можно гордиться. Многие жители области знают его сына Раджаба Адгамовича – председателя коллегии по уголовным делам Акмолинского областного суда. Он достойно продолжает отцовскую стезю. Не менее значимые места в жизни занимают сын аксакала Джалиль и дочь Гульнара. Они работают на руководящих постах в подразделениях Свердловской железной дороги. Пятеро внуков Адгама Бариевича тоже радовали его, а один из них пошел по стопам деда. Он – успешный следователь прокуратуры города Оренбурга.

Мы говорим: Адгам Бариевич, Вы среди нас, пока на земле есть огромное древо Ваших наследников, армия знакомых, целая плеяда соратников и бесконечно благодарных воспитанников-юристов разных профилей! Пусть земля будет Вам пухом!

Мейрам ГИБАДИЛОВ,
почетный судья Акмолинского областного
суда в отставке.

Читайте также