Мир танца – прекрасный и жестокий

«Зритель приходит в филармонию не в жажде развлечений, – он приходит, духовным голодом томим… Вы хотите, чтобы искусство окупалось деньгами? Этого никогда не будет… Искусство окупается просвещенным обществом!» – так справедливо считает великий режиссер Юрий Норштейн. 9 июня в Акмолинской областной филармонии имени Укили Ыбырая блестяще прошла премьера танцевального спектакля «Я и все мои «Я», где высокая классика – неотъемлемая составляющая грациозного языка танца.

Хореографа Гульмиру Ордабаеву представлять нет нужды: думающий, талантливый подвижник культуры, истинный энтузиаст, эта хрупкая, изящная, как статуэтка, талантливая женщина руководит признанным танцевальным коллективом, известным далеко за пределами родного края. Для местной аудитории репертуар любимого «Гәкку» ассоциируется с традиционным классическим народным танцем. Одухотворенные, обостренно чувствующие творческие натуры не останавливаются на достигнутом, стремясь куда-то выше и дальше земных благ.

Сегодня востребовано умение синтезировать разные виды танцевального искусства. Нельзя, любя искусство, не любить все виды – и модерн, и классику, если это талантливо. И каждый раз танцевать по-другому. Хореографу Ордабаевой подвластно и даровано необыкновенно тонкое и проникновенное чувствование «души» танца, льющегося непринужденно, несущее в себе и свежесть, и новизну, и поэзию обновляющейся природы.

Алине Темиргазиной, студентке-практикантке Уральского государственного педагогического института, выпускнице колледжа культуры имени Акана серэ, руководитель ансамбля Гульмира Миргалиевна доверилась безоговорочно: твори, выдумывай, пробуй, пытайся и стремись сделать что-то свое…

Премьера под интригующим названием «Я и все мои «Я» поставлена оригинально. Каждый номер перед самим спектаклем – философский. Так много всего, что невозможно пересказать. В каждом танцоре живет человек, и мы не знаем, что с ним происходит. Он и сам этого не знает. Он потрясен тем, что не может взлететь, а с детства был крылатым… Не всегда осознает, понимает, как и с чем живет сам: яростно, ярко сгорает или медленно умирает. Поэтому он борется за жизнь, сопротивляется, пытается взлететь. То же происходит в жизни каждого из нас. Разве человека не создает его сопротивление окружающей среде?! И в этом спектакле мы увидим свое отражение. Конечно, здесь есть масса нюансов…

Участник этого театрального представления пропускает образ через себя. Что-то общее, несомненно, есть, между всеми героями мощного, поистине завораживающего пластического действа… Зрелищного, обладающего притягательным, а не отталкивающим магнетизмом. Энергия молодости, та грация, которой одаряет только сама природа, врожденная пластика, безупречное чувство ритма захватывают зрителя буквально с первых тактов музыкального сопровождения, с первых движений танцоров на сцене. Молодые слушают музыку и буквально поют ее телом. Восхитительно!

Алина Темиргазина еще не умеет довлеть над подопечными, ведь они – почти ровесники. Режиссер-постановщик, по идее, должен диктовать танцору, как себя вести на сцене, какой образ играть. Здесь же создается впечатление цельности драматического спектакля: у каждого свое определенное место, нет ощущения, что кто-то в массе не знает, куда себя деть. Все едино, слитно, гармонично.

Автономный мир суверенной личности самодостаточен. На сцене ребята выкладываются без остатка, энергозатраты их – титанические усилия воли, результаты изнурительных тренировок, долгих многочасовых репетиций. За воздушной легкостью каждого танцевального шага, вздоха, пластичного движения – каторжный физический труд до самоотречения…

О музыке хочется сказать особо! Музыка уже не пела, она звала в ту страну, где никакие горести не могут омрачить любви.

Музыкальное оформление драматично и неожиданно разнообразно. Это и та «бесконечная, вечная музыка, от которой так хочется жить», и оглушающая, и давящая, и возвышающая, приподнимающая человека над землей, дабы он высмотрел потерянное на ней место… Музыка к спектаклю и номерам тщательно, изобретательно и продуманно сопровождает всякое движение тела, а значит, и души…

Красноречивые, говорящие, выразительные наименования каждого номера, каждый из которых – мини-спектакль: «Про тебя», «С любимыми не расставайтесь», «Синоним», «Сопротивление», «Не исчезай!», «Путь»…
Премьера ансамбля Акмолинской филармонии еще раз доказала, что город Кокшетау по праву можно называть культурной столицей страны!

Алия АХЕТОВА.

Читайте также