Если есть в тебе свет…

— Интересно, кто будет играть Абая?, — этот вопрос в фойе областного русского драматического театра перед началом премьеры спектакля «Коней своих не прерывая бег» услышала случайно.

Ответ стал очевиден, как только открылся занавес, над залом пронесся протяжный стон то ли сыпучих барханов, то ли изнемогающей от засухи ковыльной степи, то ли медленно сползающих с высоких гор снежных шапок…

А, может, это стон народа заблудшего, страдающего от пороков не изжитых, ищущего вслед за Асаном Қайғы «Жерұйық» – Землю Обетованную, где «жаворонок вьет гнездо на спине пушистого барана»…

Великого мыслителя играют все и всё: актеры, произносящие его бессмертные строки так, что это кажется откровением, впервые услышанным. Когда мы видим их то опечаленные, то вдохновенные, преисполненные надеждой лица. И когда оборачиваются они к нам безликими масками – изнанкой души своих героев. Каждый их жест, пластика, падения и взлеты многократно усиливают воздействие каждого слова великого Абая. А устилающая сцену, обрамляющая стены ткань, вздымающаяся, кажется, от каждого произнесенного слова… Как лаконичны и как многозначны декорации и стилизованные костюмы ак-теров!

Признаюсь, не люблю банального: «Каждый видит то, что…». Но здесь действительно каждый видит и даже слышит то, что хочет и может увидеть и услышать… Кто-то – красоту и величие Великой степи, кто-то – ее суровость и скудость. Кто-то услышал в словах осуждение, порицание, предупреждение о неминуемой каре за прегрешения, кто-то – надежду и веру.

И все это есть в творчестве великого мыслителя. Его поэмы «Масгут» и «Искандер» – поистине квинтэссенция мудрости Востока, таланта автора. Именно их выбрала для инсценировки режиссер спектакля Ольга Луцива, сумевшая найти яркие вы-разительные средства для глубоко философских, мировоззренческих произведений Абая: «О, влекущийся к славе, не хлопочи, Ничем не насытит, кто алчен, свой глаз.

Жизнь кратка, поманит – и уже ушла. Говори, встретив радость, не «есть» – «была».
Побудить зрителей больше часа не просто слушать, внимать каждому слову… Можно представить, сколько труда, таланта и любви к истинной высокой поэзии стоят за этим.
«Если совесть и честь, как товар, продал, Презренны и слова твои, и дела. Ты стяжаешь себе похвалы глупцов, Окружаешь себя толпою льстецов. Но на шаг отошел – и осмеян ты»… Сколько аналогий исторических и не только вызывают эти строки Абая.

Охлократия – власть толпы. Еще древние греки говорили о разрушительной силе неразумной толпы. В поэме «Масгут» Абай всей силой своего таланта предостерегает: как бы ни было сложно, чего бы это ни стоило – не идти за толпой. Удержаться от того, чтобы испить из отравленной ложью, лестью, безумием чаши… «Не пускай свой ум по дороге чужой, Немного хорошего приобретешь, Слепо следуя за безумной толпой».

За каждым донесшимся к нам через полтора столетия словом Абая – призыв к духовному возрождению и обновлению – сердцевине программы «Рухани жаңғыру».

Фото Берика ЕСКЕНОВА.

 

Читайте также