«Удаленка»: взгляд педагога

«Дистанционное обучение – обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств».

Такое определение дано в поправках к Закону РК «Об образовании». Переход на ДО в марте прошлого года всех организаций высшего и послевузовского образования был мерой вынужденной, необходимой.

Копий с той поры было сломано немало. Так, в сентябре 2020 г. СМИ сообщали о том, что родители составили петицию о возвращении детей в школу и направили ее Президенту страны. Они требовали, чтобы право детей на среднее образование, закрепленное ст.30 Конституции РК, было обеспечено в полной мере, с личным участием профессиональных педагогов.

В нашем вузе предприняли колоссальные усилия для того, чтобы сделать дистанционное обучение максимально эффективным. Уже в 2018 г. был проведен конкурс на лучшие цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В нем приняли участие многие преподаватели, представившие свои электронные учебники и учебно-методические пособия. Для профессорско-преподавательского состава были организованы курсы повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в высшей школе», «Цифровые сервисы в учебном процессе». Таким образом, преподаватели были в какой-то мере уже подготовлены к введению онлайн-обучения.

После перевода вузов на дистанционное обучение руководство университета создало все необходимые условия для преподавателей и студентов. Преподаватели использовали такие образовательные платформы, как ZOOM, Google classroom, Moodle, Microsoft Teams… Для рубежного и промежуточного контроля знаний была внедрена технология онлайн-прокторинга, которая позволяет верифицировать личность студента, отслеживать экран и поведение студента в ходе всего экзамена на экран монитора, а также записывать весь экзамен на видео.

В преподавании социально-гуманитарных дисциплин мы поставили шесть образовательных целей по таксономии Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В соответствии с этим в силлабусах определены результаты обучения. В учебно-методические комплексы дисциплин включены видеолекции и электронные конспекты лекций.

В дистанционном обучении эффективными являются инновационные методы, направленные на развитие креативного и критического мышления студентов. В преподавании дисциплин «Социология» и «Гендерная политика» активно используются методы: перевернутый класс, метод проектов, интерактивное обучение, мобильное обучение (M-learning) и др. В нашем арсенале – видеолекции (типа скринкаст) и электронные учебники. На лекциях демонстрируются презентации и видеоматериалы, проводится опрос студентов с помощью сервисов Kahoot, GoogleForms. На практических занятиях используются интерактивные методы: творческие задания, работа в малых группах, мозговой штурм.

Студенты первого курса всех специальностей по дисциплине «Социология» выполнили мини-проекты по темам «Основные итоги Года молодежи в Казахстане», «Проблемы современной казахстанской молодежи» и презентовали их на семинарских занятиях. Выполняя эти проекты, они на практике овладели такими методами социологических исследований, как выборка, анкетирование, интервью.

Студентки специальности «Химия и биология» Жадра Беркен и Яна Карбушева выполнили научно-исследовательскую работу по теме «Отношение современной молодежи к институту семьи и брака» и выступили с докладом на Международной научно-практической конференции «Глобальная наука и инновации ХХІ века: Цент-ральная Азия».
В целом, онлайн-обучение по социально-гуманитарным дисциплинам является, на мой взгляд, приемлемым и не вызывает методических затруднений. Студенты легко адаптировались к новым условиям, творчески подошли к выполнению заданий.

Дистанционка стала серьезным испытанием для нашего общества; она обнажила структурные проблемы в системе образования. Но, как говорится, нет худа без добра. Пандемия стала своего рода пусковым механизмом-триггером для ускоренного внедрения дистанционных образовательных технологий, которые будут актуальными и после пандемии.

Гульзада ТЛЕНШИНА,
доцент кафедры
всеобщей истории и СГД
Кокшетауского университета
им. Ш.Уалиханова.

Читайте также