Из чего конечный результат складывается

Отметить: «исполнение поступлений собственных доходов в областной бюджет на 112,7%, ухудшение (в сравнении с 2019 годом) исполнения расходной части бюджета на 0,1 процента и увеличение суммы неосвоенных бюджетных средств на 119,4 млн тенге; низкую реализацию бюджетных инвестиционных проектов: из 171 запланированных к завершению проектов 34 остались нереализованными».

Это выдержки из постановления, принятого по итогам совместного заседания постоянных комиссий областного маслихата, прошедшего под председательством руководителя постоянной комиссии по вопросам экономики и бюджета Жумабая Амиржанова. На нем заслушали администраторов бюджетных программ «о достижении целевых индикаторов программ развития области и реализации бюджетных программ в 2020 году».

На протяжении всего заседания часто звучали вопросы: «Почему?» и «Что намерены делать, чтобы ситуацию исправить?». Поводом для них стала информация члена областной ревизионной комиссии Азамата Ибикенова. Конечно, тот факт, что в ушедшем 2020 году – очень непростом для экономики всего мира – «был обеспечен рост основных социально-экономических показателей области. Исполнение поступлений собственных доходов в областной бюджет выросло на 112,7%» не может не радовать. Несомненно, что это – результат общих усилий руководства области, местных исполнительных органов власти, всех ведомств.

Удельный вес налогов и платежей среди поступлений в областной бюджет составил 12,4%. Из них свыше 90% приходится на налоговые отчисления. Перевыполнение суммы неналоговых поступлений обеспечено за счет поступления штрафов, налагаемых департаментом внутренних дел, и средств, отчисляемых недропользователями на социально-экономическое развитие региона.

Неосвоенных средств и нереализованных проектов быть не должно – так можно обозначить тональность прошедшего заседания. В структуре расходов областного бюджета основную долю составляют расходы в сферах образования, сельского хозяйства, ЖКХ, социальной помощи и социального обеспечения, транспорта и коммуникаций, здравоохранения…

Неосвоение денежных средств в размере 227,2 млн тенге многие акмолинцы ощущают на себе, получая недостаточно качественную медицинскую помощь, безуспешно ожидающие продвижения очереди на социальное жилье…

Тем более, что лидирует в этом антирейтинге областное управление здравоохранения. Конечно, многое зависит от тендеров, очень быстро изменяющихся закупочных цен, но все-таки…
Значительно отстает от графика производственных работ капитальный ремонт гинекологического корпуса многопрофильной областной больницы. Противочумных костюмов на пике пандемии при плане 12 000 было приобретено 11 015 штук.

Тревогу внушают и данные по бюджетной программе «Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся». Деньги в данном случае как раз освоены. Но.

— Не достигнуты следующие прямые результаты, — отмечал докладчик. — Подготовка специалистов послевузовского образования (резиденты) составила 62 человека при плане 70 (88,6%), показатель недовыполнен в связи с отчислением студентов.

Заместитель руководителя областного управления здравоохранения Асель Калдыбаева по каждому из пунктов дала разъяснения. Но далеко не все из них участники заседания сочли причинами уважительными.

Как и пояснения заместителя руководителя областного управления строительства Елены Искаковой. Особенно по тем объектам, где, по выводам ревизионной комиссии, «при 100%-м освоении бюджетных средств прямой результат не достигнут». В том числе, по бюджетным программам.
Так, из запланированных 11 комплексных вневедомственных экспертиз по проектам «Строительство наружных инженерных сетей» получено положительное заключение экспертизы только по восьми проектам.

Из запланированных (за счет республиканского бюджета) к вводу 10-ти объектов арендного жилья для граждан из социально уязвимых слоев населения и малообеспеченных многодетных семей введены четыре. Заселиться в долгожданные квартиры должна была 461 семья. А повезло всего 156.

Из запланированных к вводу за счет областного бюджета арендного жилья для граждан, состоящих в очередях в местном исполнительном органе, из шести объектов, сданы пять. И опять: вместо ожидаемых 315 семей-новоселов заветные ключи получили лишь 255.

Улучшение качества жизни населения – так в обосновании многих проектов сформулирован ожидаемый конечный результат их реализации. Складывается он из множества прямых, промежуточных результатов. И, видимо, тем скорее будет достигнут, чем чаще будут применять статью 104 Бюджетного кодекса РК. А в ней «черным по белому»: «Ответственность за неосвоение бюджетных средств, повлекшее недостижение показателей результатов бюджетной программы, установленную законами Республики Казахстан, несет первый руководитель администратора бюджетных программ».

Читайте также