Близость к столице – это преимущество для сельского района или все-таки дополнительные проблемы для руководителей и населения?
Большая часть вопросов журналистов, заданных на брифинге в РСК акиму Шортандинского района Гайдару Касенову, прямо или косвенно касалась именно этого аспекта.
— Решать, где жить и где работать, – это право каждого человека, — отвечал Гайдар Кабдуллаевич на вопрос о характерной для всех пристоличных районов маятниковой миграции.
Утром люди уезжают на работу в столицу, вечером возвращаются в свои благоустроенные сельские дома, огороды поливают, электричеством и всеми иными коммунальными благами пользуются… Никто это право нарушать не собирается, но… «Человек должен быть зарегистрирован по месту своего проживания, — говорил аким района. — А это происходит далеко не всегда».
Так, в селе Бозайгыр официально зарегистрированы 4000 человек. Но по объему потребляемой воды, электричества… очевидно, что фактически проживают не менее 6000. Так что реальную рекреационную нагрузку рассчитать сложно. Как и прогнозировать объемы вывозимого мусора, необходимое количество мест в детских садах и школах…
Полицейские службы, местные исполнительные органы власти работу, конечно, проводят. Но кроме разъяснений и убеждений, других рычагов воздействия практически нет. «Обсуждали эту проблему на собрании местного сообщества, — говорил Гайдар Кабдуллаевич. — Надеемся на помощь активных жителей села».
Пришлось акиму района отвечать и на вопросы, которые участники брифинга должны были адресовать не ему вовсе. Но «аким отвечает за все» – отнюдь не метафора.
Так, Гайдару Касенову пришлось рассказать о мосте, названном в прошлом году с чьей-то легкой руки «танцующим». Находится он на 75-м километре платной автомагистрали Нур-Султан – Щучинск. Объект даже не областного, а республиканского значения. Но о том, что причиной его «зыбкости» стали большегрузные машины, на которые проект не был рассчитан, и то, что планируется его капитальный ремонт, конечно, аким района, будучи членом комиссии по оценке состояния моста, знает.
В апреле этого года все мы сочувствовали семье 26-летнего водителя «КамАЗа», погибшего неподалеку от поселка Шортанды в грязевой яме, куда в весеннюю распутицу съехал автомобиль. «Каково состояние дорог? Куда смотрит акимат?» — такова тональность первых публикаций о трагедии и комментариев к ним. А погибший ехал чуть ли не по полю – по проселочной дороге, которую сделал щебеночный завод для выхода на основную трассу.
Но возникает еще один не менее серьезный вопрос: как выстраиваются взаимоотношения МИО с руководителями расположенных на территории района добывающих и перерабатывающих предприятий. В частности, с теми, что в поселке Жолымбет?
Мы хорошо помним возмущение части его жителей после строительства новой фабрики по переработке ТМО (отходов, накопившихся за 85 лет деятельности по добыче золота). Документы, свидетель-ствующие о том, что компанией ТОО «Казахалтын Technology» после проведения всех положенных экспертиз разрешительные документы получены, активистов долгое время не устраивали. Хотя большая часть населения, особенно 1500 жолымбетовцев, работающих на предприятиях АО «ГМК Казахалтын», с ними не согласны.
— Приходится выступать в качестве медиаторов, пытаемся найти золотую середину, — информировал Гайдар Касенов. — Разъясняем, что это предприятие – градообразующее, важно и для района, и для области в целом.
От руководителей предприятий МИО требуют неукоснительно следить за предписаниями экологов, соблюдением подписанных коллективных договоров. Аким района отметил высокий уровень их социальной ответственности. Только в этом году для поселка приобретены мусоровоз, контейнеры, автомобиль скорой помощи. Впервые за многие годы началось асфальтирование улиц.
Теперь о преимуществах близости к столице. Неоформленного должным образом жилья и земельных участков, как это часто бывает во многих селах, практически нет. Причина – стоят они неподалеку от Нур-Султана совсем недешево.
Быстрыми темпами решается также общая для всех проблема: объект МСБ фактически действует в районе, а зарегистрирован – в другом месте. Соответственно, и налоги поступают не в бюджет того населенного пункта, по чьим дорогам ездят, чью воду для производства используют. Сейчас хозяева ТОО, расположенных в Шортандинском районе, предпочитают там и регистрироваться: инфраструктура не хуже, чем в столице, а складские помещения арендовать дешевле. Да и вообще, бизнес сейчас стараются разместить неподалеку, но не в самой столице. В частности потому, что в этом случае проблем с работниками меньше. Люди ценят близость к дому, тот факт, что от семьи отрываться не приходится, работают добросовестно, текучести кадров нет.
А все это – наполняемость бюджетов четвертого уровня, распоряжаются которыми местные сообщества. Люди начинают ценить возможности местного самоуправления. И это очень важно. Особенно в преддверии грядущих прямых выборов сельских акимов.
Лучше многих иных индикаторов о ситуации свидетельствует характер обращений жителей. Немало их, конечно, и в Шортандинском районе. Лидируют среди них вопросы жилья. Его в районе строится немало, но число желающих жить в нем растет еще быстрее. А обращения о помощи в трудоустройстве чаще всего звучат примерно так: «Работа есть, но хотел бы с большей оплатой».