Боевой топор, предположительно датируемый временем андроновской культуры, попал в руки учителя истории школы села Тассуат Дамира Гафарова. Педагог, с энтузиазмом создавший когда-то местный краеведческий музей, известил о необычной находке научно-исследовательские и музейные инстанции, куда только смог дозвониться. И теперь с нетерпением ждет авторитетных экспертиз относительно исторической ценности нового экспоната.
— Дамир Мидхатович, не обижайтесь, не хочу Вас подозревать в корысти, но спрошу напрямую: сами-то с чего решили, что найденный топор изготовлен две – четыре тысячи лет тому назад?
— Хотите – верьте, не верите – проверьте, но накануне я, как будто специально готовился к событию – перелистывал иллюстрации древних находок, хранящихся в Челябинском музее. Мое внимание привлек аналогичный топор с подробными описаниями. А вскоре мне в селе Тассуат показывают точно такой же. Словно бы их один мастер делал. Нашли, говорят, у нас в местечке Старый Тассуат. Представляете, где Южный Урал, а где мы?! Громадная территория, населенная людьми с родственными взглядами, укладом жизни… Когда взял в руки этот артефакт, у меня аж давление подскочило: не может этого быть! Супруга-медработник даже потребовала соблюдать амбулаторный режим.
— Пожалуйста, берегите здоровье. Сейчас, когда эмоции немного улеглись, как оцениваете событие?
— Если посмотрите карту распространения андроновской культуры, то сразу заметите, что самая крутая излучина казахстанско-российской реки Есиль находится в центре этого ареала. Как раз рядом с этим поворотом водного потока, чуть выше по течению, находится наше село. А сколько лет Старому Тассуату, расположенному неподалеку, и где обнаружили находку, наверное, теперь уже никто не скажет. Тем более, не известно, какие тайны зарыты в окрестной земле. Материальных подтверждений, свидетельствующих об уникальности этой местности для серьезного исследования, становится все больше. Но ученые-археологи к нам пока не едут. По моему, кроме основателя казахстанской археологии Алькея Маргулана, следы древних поселений При-ишимья почти не привлекали внимание исследователей. Это на руку «черным копателям». Они, главным образом, ищут металл, а другие вещи, их научная ценность им малоинтересны.
— Экспонат, требующий серьезного изучения, диггеры Вам подарили? Если так, то они – очень сознательные ребята!
— Спасибо за трогательный для меня вопрос. Боевой топор древних времен передал в школьный музей мой ученик Куандык Джамбаев, сказав при этом: «Кажется, интересная вещица. Нечаянно мне досталась от приятелей. Посмотрите, оцените на свой взгляд. Вы нам про такое оружие на уроках истории рассказывали».
— Да уж… Теперь можете не только рассказывать, но и показывать. Находка ценна уже тем, что Ваши, Дамир Мидхатович, уроки по истории (с привязкой к родной местности) не прошли даром.
— Это программа «Рухани жаңғыру» в действии! Топор весит около 900 граммов. Это среднее по массивности оружие в своей классификации. В других музеях хранятся изделия древних мастеров и вдвое легче, и, напротив, – в полтора раза тяжелее. Интересный состав сплава: доля меди в нем такова, что топор получился очень прочным, почти не поддается обработке. Предстоит еще выяснить подробности о месте находки: то ли это древнее захоронение, то ли «скрадок», куда прятали ценные вещи и передавали по наследству из поколения в поколение…
О моем собеседнике стоит рассказать чуть подробнее. Дамир Мидхатович Гафаров – учитель истории и обществоведения высшей категории, автор исследовательских работ «Белые пятна» истории», награжден почетной грамотой Министерства образования и науки РК. Про свой школьный музей рассказывает неохотно: «А Вы приезжайте к нам. Все покажем и расскажем, вместе поисследуем малоизвестные факты, оценим интересные находки земляков».
Учитель-историк охотно участвует в районных и областных семинарах коллег. Он всегда интересен документальностью своих выступлений на темы о прошлой жизни края. Его речь всегда основана на конкретных фактах с демонстрацией артефактов, найденных энтузиастами. Ему везут на сохранение редкие находки из окрестных сел.
Некоторым экспонатам «музейный смотритель» (должность неофициальная, по совместительству) дает «путевку на гастроли» за рубежи Жаркаинского района. Так случилось с сундуком, отделанным резной костью: сейчас этот школьный экспонат прописался в экспозиции музея г. Кокшетау. Для научно-исследовательской деятельности школьников есть множество других археологических приобретений музея: украшения, одежда, орудия труда, предметы быта, воинское обмундирование, многое другое, сохранившееся здесь, датированное разными эпохами.
Григорий СПОДЕНЕЦ,
собкор «АП».
Жаркаинский район.