Аутизм. Болезнь или особенность?

«Мне страшно! Голова гудит, там мечутся слова и просятся уйти. Пусти нас, Соня, в мир пустиI Но рот мой на замке, а ключ к замку в мозгу. И как его достать? Ну помогите мне!». Такие стихи сочинила Соня Шаталова из Москвы в 8 лет. Сейчас, спустя 11 лет, набралась уже целая книжка стихотворений поэтессы-аутиста. Кто же они — аутисты? Почему мы все чаще в нашей жизни встречаем людей с такими особенностями?

Долгое время этот диагноз в нашей стране не выставляли. Людей, имеющих характерные нарушения, относили к умственно отсталым или к страдающим психическими заболеваниями. Современные ученые считают, что ребенку можно поставить диагноз «аутизм», когда у него наблюдаются следующие проблемы: отсутствие взгляда глаза в глаза; неумение выстраивать дружеские отношения со сверстниками; отсутствие желания делиться с другими людьми своими радостями, интересами, достижениями; отсутствие фантазии во время игр; стремление к постоянству и отрицательная реакция на любые изменения.

Часто понятие «аутист» определяют очень ограниченно: «обращенный в себя» или «сдержанный». Исследователи же считают, что аутизм — «первазивное нарушение», когда проблема находится где-то глубоко внутри и затрагивает человека в целом.

Обычным людям очень сложно понять особенности развития таких детей. Мы привыкли с детства улыбаться и получать в ответ улыбки, общаться с людьми, дарить подарки и громко играть в веселые игры. Все эти радости жизни недоступны «детям дождя» (так их порой называют). Им хочется спрятаться в «домик» и не выходить из него, потому что все вокруг вызывает страх и непонимание.

Они не понимают, зачем улыбаться, обниматься, дружить, любить. Ведь достаточно обычных одинаковых дел: кушать, ходить, спать, заниматься любимыми делами. Зачем новая вещь, если есть старая; зачем новое блюдо, если привычнее кушать знакомое, известное. Все новое нарушает привычный ход жизни, нарушает стройность и стабильность бытия, и потому вызывает негодование, агрессию, истерику.

Мы хотели просто подойти к малышу, улыбнуться и поздороваться с ним, а в ответ получили крик и поиск укромного места, где ребенок хочет спрятаться. В случае, если такого укромного места он не может найти, он пытается его «построить», кружится «волчком», ограничивая пространство своего «домика».

Мы хотим просто поговорить, спросить: «Как у тебя дела?», а он не отвечает, даже не поворачивается в нашу сторону, как будто не слышит, игнорирует. Такое поведение ребенка ставит нас в тупик. Мы не можем понять, что мы делаем не так? А может, ребенок просто не слышит или не понимает обращенную к нему речь?

Исследователи говорят, что многие аутисты не имеют расстройства интеллекта (пример тому — известный на всю планету аутист Билл Гейтс), они хорошо видят и слышат. Но каждый ребенок-аутист уникален в своих особенностях! Сложности в общении возникают из-за неумения распознавать эмоции и адекватно на них реагировать.

Представим, что мы случайно оказались на месте пилота самолета. Нам вручили штурвал и без каких-либо объяснений требуют вести самолет с несколькими сотнями пассажиров на борту. Какая будет наша реакция? Мы будем бояться, кричать, стремиться покинуть кабину — делать все, что угодно, лишь бы нас избавили от такой сложной задачи. Для детей с расстройством аутистического спектра поговорить, поиграть с кем-то — задача такого же уровня трудности. Они хотят общаться, но у них не получается: «Но рот мой на замке, а ключ к замку в мозгу. И как его достать? Ну помогите мне!».

Как же мы можем им помочь? Мы не врачи, не психологи и не волшебники. Мы обычные люди, которые должны, прежде всего, понять: нельзя изменить таких детей, но можно измениться самим. Необходимо перейти от уровня «жалости и страха» к уровню «понимания и принятия» особенностей другого человека. Нужно помнить: у этого человека есть свои культурные особенности, свое восприятие этого мира. И, возможно, это восприятие более точное, правильное.

Доказано, что у многих аутистов есть особые способности, неподвластные обычным людям. Такими были великие люди-аутисты: Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Мария Кюри (1867-1934), Джейн Остин (1775-1817), Винсент Биллем Ван Гог (1853-1890). Мы не требуем от каждого человека умения выполнять сложные акробатические упражнения: кто-то гибкий, а кому-то это качество не дано, зато он одарен другим, не менее ценным. Так почему же мы требуем от всех без исключения умения общаться, играть, взаимодействовать? Людей с аутизмом нужно воспринимать спокойно, не осуждая их и не унижая.

Хочется надеяться, что научное сообщество вскоре сумеет дать нам ответы на вопросы, можно ли предотвратить аутизм, и как нам научиться помогать людям с этим диагнозом. Помогая им, мы сами становимся мудрее, терпеливее и отзывчивее, а, значит, становимся настоящими Людьми!

Надежда ВЕНГЛОВСКАЯ,
преподаватель Высшего педагогического колледжа г. Щучинска.

Бурабайский район.

Читайте также