КОЛЕСО
В Казахстане медленно, но неуклонно продолжают дорожать автомобили. По статданным Союза автопромышленности, с начала текущего года ценники большинства «легковушек» подскочили в среднем на 17-20%. А за последние пять лет их цена выросла почти вдвое. Причем основная доля роста стоимости автотранспорта приходится на вторичный рынок.
Наверняка, люди, пожившие определенное время или побывавшие в длительной командировке за рубежом — в Германии, Южной Корее или у бывших соседей нашей страны по Союзу — Грузии, Армении, Кыргызстане — подтвердят: цены на авто в Казахстане необоснованно завышены. Когнитивный диссонанс я испытал, вернувшись в родные пенаты, проведя длительное время за рубежом. В частности, было, мягко говоря, странно наблюдать, как в Кокшетау и в целом по стране подержанные автомобили среднего ценового сегмента ничем не уступают по стоимости добротной «однушке». Еще одна странность: чем старше автомобиль, тем он дороже. Знатоки местного авторынка утверждают: во всем виноват растущий курс доллара. Как правило, любую непонятную ситуацию с повышением цен у нас традиционно связывают со скачком «зеленого».
К примеру, в Южной Корее мне приходилось передвигаться на авто как корейского, так и иностранного производства. Там за миллион тенге (конвертируем корейские воны для удобства восприятия) можно найти вполне себе неплохой автомобиль 2006-2010 годов выпуска. Дешевизна автотранспорта за рубежом объясняется довольно просто — машины старше семи-восьми лет там считаются вредными для здоровья, так как корпус и салон впитывают в себя разного рода химию, выделяемую отработанными за время эксплуатации топливом и маслами. Тем не менее подержанный автомобиль за рубежом не будет реализоваться со скрученным пробегом, с «левым» винкодом, или в качестве «распила», а тем более «двойника»… В Казахстане же 10-летнее авто считается «свежаком» и обретает второе дыхание. У нас за вышеназванную сумму купить что-либо отдаленно напоминающее нормальную машину практически невозможно. Если обратиться к популярному сайту по продаже авто и запчастей «Колеса» и ввести в поиск параметры: авто от 2000 года выпуска, цена — до 2,5 млн тенге, коробка передач — автоматическая, г. Кокшетау, то можно «наскрести» в среднем от 50 до 70 машин. Больше половины из них — завезенный из соседних стран автохлам с проблемными документами и историей эксплуатации. Остальная часть — «привет из 90-х» с целым «букетом» неисправностей и скрытых поломок. Особое возмущение вызывают высокие цены на авто с иностранным учетом — российским, кыргызским и армянским. Несмотря на иностранную «прописку», эти авто по стоимости «догоняют» машины с местными номерами. Многие казахстанские автолюбители небезосновательно обвиняют в росте цен гегемона казахстанского авторынка продаж-интернет-ресурс «Колеса». Оно и неудивительно, ведь с добавлением на сайте нового параметра «средняя цена» потенциальные продавцы перед продажей своего железного коня сравнивают стоимость с аналогичными авто и по традиции накидывают для будущего торга «запасные» 10-15%. Естественно, следующий продавец ориентируется на параметры предыдущих посетителей ресурса. В итоге за три-четыре месяца с наценкой каждого продавца растет и стоимость машин одного года выпуска и параметров. Причем «средняя цена» не ориентирована на учет автомобиля. «Благодаря» этому стоимость авто, к примеру, с российскими номерами догоняет казахстанский учет, а те в свою очередь, видя рост цен на иностранное авто, «заряжают» новую заоблачную цену. Порочный круг бесконечных «наценщиков» в итоге и порождает необоснованный рост стоимости подержанных автомобилей. Если сравнить стоимость наиболее популярных подержанных автомобилей на местном рынке с казахстанским учетом, то к примеру, «Lada Priora» средней комплектации 2014 года выпуска два года назад стоила около полутора млн тенге, сегодня эта же легковушка обойдется в 2,5 млн. «Mercedes» класса «Е», который раньше стоил в среднем два миллиона, подорожал до 3,5 млн, «Toyota Camry» 50-ой модели стоит сегодня не меньше 8 млн тенге.
Свою косвенную лепту в рост популярности определенных моделей авто вносят и СТО. Как ни крути, но подержанные автомобили чаще требуют внимания. Сегодня, чтобы серьезно «подшаманить» своего железного коня, приходится заблаговременно записываться в очередь. Из-за обилия работы и нехватки запчастей на авторынке мастера начинают воротить носы от разного рода «Peugeot», «Renault» и в первую очередь занимаются ремонтом ставших уже народными автомобилями «Toyota», «Mercedes», «BMW» и другими.
Еще одной головной болью потенциальных покупателей остаются так называемые «перекупщики». Эти ребята, своего рода посредники, причем бессовестно паразитирующие на вторичном автомобильном рынке. Главный их девиз: «Купил — убил — освежил — толкнул», то есть приобрел авто, покатался, не вкладывая в ремонт или замену важных для авто элементов, по ходу провел текущий «марафет» и продал за цену выше, чем купил изначально. К слову, сейчас, несмотря даже на отсутствие предпринимательской жилки, каждый второй автолюбитель старается побывать в шкуре перекупщика, ведь в случае удачной сделки по вышеописанной схеме можно на пустом месте заработать в среднем от 200 до 400 тыс. тенге.
По мнению специалистов, чтобы снизить высокую цену на авто, необходимо уменьшить плату за утилизационный сбор. Но и этого мало. Если решиться пригнать из-за границы легковой автомобиль объемом в 2,5 литра, придется потратить на первичную регистрацию более одного миллиона трехсот тысяч тенге. Тогда как за авто с объемом в 3,5 литра придется выложить три с половиной миллиона тенге. Получается, что из-за высоких пошлин большинство отечественных автолюбителей ищут возможности на внутреннем авторынке. В свою очередь это и создало на местном рынке небывалый спрос на подержанный автопром. Поэтому сейчас все те авто, что мало-мальски двигаются на своем ходу и имеют опрятный внешний вид, продаются не ниже полутора миллионов тенге. Тогда как раньше их можно было купить всего за 600-700 тысяч. Словом, незаметно цены выросли практически вдвое. «Благодаря» всем этим факторам сегодня у людей нет возможности купить хороший автомобиль по приемлемой цене.
Что касается казахстанского автопрома, то согласно отчету Ассоциации казахстанского автобизнеса, за первый месяц текущего года в стране выпущено 5981 транспортное средство. Из них 5393 единицы приходятся на легковые автомобили. Лидером в январе стал «СарыаркаАвтоПром». Костанайский завод выпустил 3,6 тыс. единиц техники (+27,8%). На второй строчке оказался новичок, запустивший сборку легковых автомобилей лишь в прошлом году. Речь идет о Hyundai Trans Kazakhstan, с конвейера которого сошло 1913 авто марки Hyundai. На третьей строчке с огромным отставанием разместился СемАЗ, где произвели 100 ед. коммерческой техники (-66,2%). Если для легковушек (+3,9%) и автобусов (+354%) январь стал положительным, то для грузовиков, напротив, месяц сложился так себе. Производство упало на 33,9%, составило лишь 363 единицы.
Судя по данным ассоциации, в ближайшее время можно наконец-таки ожидать роста посредственных показателей локализации местного автопрома. В Костанае завершается строительство центра, где планируют выпускать компоненты для всех казахстанских производителей. А в Алматы готовят мощности для производства бамперов и пластиковых деталей непосредственно для Hyundai Trans Kazakhstan.
Если рассматривать автомобиль из салона, то и здесь людям со средним доходом «ловить» практически нечего. К примеру, скромный корейский кроссовер как Hyundai «Greta» в автосалоне Кокшетау вам предложат за 7 млн 690 тыс. тенге. Если брать в расчет скрытые надбавки и другие обязательные платежи, то стоимость автоматически на порядок увеличится. К примеру, за эти же деньги в областном центре можно приобрести вполне себе неплохую однокомнатную квартиру. Если за рубежом в большинстве случаев автомобиль доступен потребителям, как для казахстанцев смартфон последней модели, то в нашей стране стоимость авто вполне себе конкурирует с ценами на недвижимость.
Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но с необоснованно высокими ценами, особенно на вторичном авторынке страны, нужно что-то решать. На дворе 21-й век, а для большинства наших граждан, подчеркнем, хороший автомобиль по-прежнему остается роскошью, а не средством передвижения…
Азат РАИМБЕКОВ.