Спички вместо сдачи?

ШКОЛА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Сталкивались ли вы с тем, что продавец предлагает вместо сдачи спички или другой товар? Или говорит: «Мы не принимаем мелочь». Что нужно знать покупателю в этой ситуации?

Напомним, в Законе РК «О защите прав потребителей» четко прописаны права и обязанности как потребителя, так и продавца. Например, в обязанность продавца входит предоставлять потребителю полную информацию о товаре, которая касается не только его стоимости, но и наименования товара, изготовителя, знака соответствия, сведений об основных потребительских свойствах товара, сведений о наличии в продуктах ГМО, в случае, если их наличие составляет 0,9 и более %. Кроме того, на товаре обязательно должен присутствовать товарный знак изготовителя, указана страна происхождения товара, наличие и отсутствие гарантийного срока, рекомендации по приготовлению пищевых продуктов и так далее.

Если вернуться к вопросам, указанным выше, следует знать, что продавец не имеет права без согласия потребителя навязывать ему дополнительную продажу других товаров. Если продавец ведет себя именно так, то это нарушение прав потребителя. Покупатель вправе требовать выдать ему сдачу как положено. Что касается приема купюр или монет, то, следуя букве закона, продавец не имеет право отказываться принять купюру по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории Республики Казахстан и подлежащих приему в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка РК. Проще говоря, продавец не вправе отказывать покупателю внести оплату за товар те денежные знаки, которые официально разрешены к применению в Республике Казахстан. За это нарушение предприниматель несет ответственность в соответствии со ст. 206 Кодекса РК об административных правонарушениях.

Главным выводом из всего вышесказанного следует то, что и продавцу, и потребителю необходимо знать не только свои права, но и обязанности, понять, как ими следует пользоваться. Ведь не зная этого, очень трудно противостоять тому потоку товаров, который на сегодняшний день присутствует на рынке. И прежде чем защищать свои потребительские права, необходимо знать, рассматривается ли ваша конкретная ситуация в поле Закона РК «О защите прав потребителей».

Часто задают вопрос: «Как обезопасить себя от приобретения некачественного товара?» Во-первых, необходимо всегда требовать товарный чек или документ, свидетельствующий о состоявшейся покупке. Например, это может быть печать на бумаге, на которой, кроме нее, указаны наименование организации, продающей товар, его стоимость, дата приобретения и другие реквизиты. Помните, в течение 14 календарных дней покупатель непродовольственного товара вправе его обменять на любой другой. То есть в каком виде был приобретен товар, в таком он и подлежит обмену. Покупатель имеет право потребовать назад деньги и расторгнуть договор купли-продажи, если в месте, где приобретался товар, нет варианта его замены. Если продавец отказывается обменять товар в течение 14 дней, тем самым нарушая права потребителя, то продавец несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере не менее 1 % от суммы стоимости товара за каждый день невыполнения своих обязанностей.

Если столкнулись с фактом нарушения ваших потребительских прав, обращайтесь в департамент по защите прав потребителей Акмолинской области по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб. 6 или по телефону горячей линии 8 (716-2) 50-51-22.

Максат СЕИТОВ,
главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также