В годы новейшей истории Казахстана сотни обувных фабрик, оставшихся в наследство от Советского Союза, не справились с конкуренцией из-за рубежа и «благополучно» канули в Лету. Первые партии ширпотреба в основном китайского производства не оставили ни малейшего шанса местным производителям, не сумевшим вовремя модернизировать производство, подстроиться под вкусовые предпочтения потребителя, заинтересовать ценой или внешним видом выпускаемой продукции. Не обошел стороной спад легкой промышленности и Акмолинский регион, где даже сейчас фабрики по пошиву и выпуску обуви можно пересчитать по пальцам. К примеру, в областном центре единственным из выживших предприятий можно назвать бывшую сапоговаляльную фабрику, именуемую ныне обувной фабрикой «ALBI». В Целиноградском районе это обувное предприятие ТОО «SAMHAT», созданное с «нуля» и открывшее, хоть и небольшую, но важную веху в новейшей истории отечественного производства обуви.
История компании начинается с 2008 года. Вначале предприятие позиционировало себя как реализатора готовой продукции. Все изменилось пару лет спустя, когда было принято решение об открытии собственного производственного цеха. Изначально фабрика запустила ограниченный модельный ряд, отвечающий нуждам гособоронзаказа.
В 2013 году в связи с расширением производства и увеличением численности трудового коллектива предприятие приобретает в Целиноградском районе с. Максимовка (нынешнее название — Арайлы) земельный участок площадью 1,2 га и здание бывшего гаража площадью 1,2 тыс. кв. м. На ремонт и реконструкцию здания, установку оборудования в цехах, приобретение дополнительных станков фабрике понадобилось чуть больше года. В 2015 году ТОО «SAMHAT» производит первую партию собственной продукции — 100 тыс. пар на общую сумму 800 млн тенге.
Предприятие можно назвать успешным проектом, реализованным в нашей области. Мощности предприятия позволяют выпускать до полумиллиона пар обуви в год. Однако на сегодня предприятие довольствуется в среднем 100 тыс. пар готовой продукции, а это более трех десятков моделей обуви для госструктур и нац-компаний, а также мужской и женской зимней и летней обуви для повседневной носки.
По словам заместителя директора ТОО «SAMHAT» Эльвиры Сейдахметовой, в производстве используются комплектующие и сырье из стран ближнего и дальнего зарубежья, в основном из России, Турции, Белоруссии и др. Пока доля отечественного содержания в конечной продукции ограничивается лишь внутренним мехом, и в некоторых случаях, кожей. Фабрика рада бы закупать казахстанское сырье, но, к сожалению, производств по закупке и качественной обработке шкур и меха не то что в нашей области, а даже стране, пока недостаточно.
Современное специализированное оборудование, квалификация рабочих позволяют выпускать качественную обувь, соответствующую требованиям современного рынка. Продукция, поставляемая на внутренний рынок, соответствует всем требованиям ГОСТа, имеет необходимые сертификаты. У фабрики есть собственные модельер — Ольга Зацепина. Она разрабатывает новые модели, изготавливает образцы, чтобы максимально разнообразить линейку, соответствовать вкусам отечественных потребителей. Дизайнерские задумки и решения воплощают в жизнь более шестидесяти сотрудников фабрики.
«Коллектив у нас слаженный. Уверены в профессионализме каждого работника, ведь кадры обучаем, направляем на стажировку за счет фабрики. Для них существует гарантированный социальный пакет, куда, помимо прямых обязательств работодателя, входят развозка по домам на служебном автотранспорте и бесплатное питание», — делится Э. Сейдахметова. Что касается продукции, то, присто-личные потребители, покупающие обувь, произведенную ТОО «SAMHAT», отмечают, что она не уступает любым известным брендам, ее отличают носкость и цена. Насчет последнего, конечно, можно поспорить. К примеру, средняя розничная стоимость зимней мужской обуви от «SAMHAT» колеблется в диапазоне 38-40 тыс. тенге. Дорого это или нет, решает каждый покупатель сам по толщине кошелька. Оптовую стоимость мы в расчет не берем. Если для среднестатистического жителя столицы цена покажется нормальной, то для акмолинцев, особенно, живущих на периферии — это дороговато. Наверное поэтому львиная доля продаж, несколько фирменных бутиков фабрики приходятся на г. Нур-Cултан. Близость мегаполиса и огромный рынок сбыта стал решающим фактором отсутствия продукции на территории, к примеру, областного центра и ряда прилегающих к нему районов. Подавляющее большинство кокшетауцев и вовсе не знакомы с модельным рядом пристоличного бренда.
Надеемся, что в скором будущем мощности предприятия будут загружены должным образом, и жители всего Акмолинского региона увидят на местных прилавках и по достоинству оценят продукцию отечественного производителя.
Азат РАИМБЕКОВ.
Целиноградский район.