— Символично, что выборы состоялись в год 30-летия Независимости нашей страны. За это время мы прошли большой путь. Сделано многое. Самое главное — был заложен надежный фундамент для достижения новых масштабных целей, — подчеркивал Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев, поздравляя членов партии «Nur Otan» с уверенной победой на прошедших парламентских выборах.
В этом надежном фундаменте, созданном за годы суверенного развития страны, несомненно, и современная казахстанская избирательная система, отвечающая самым высоким международным стандартам и учитывающая при этом накопленный веками собственный исторический опыт.
Избирательно-представительная система с обязательным элементом наследственного фактора сформировалась в Великой степи уже в сакском протогосударственном объединении. На протяжении многих столетий выборы биев, ханов регламентировались неписанными законами чести степной демократии, адатом — казахским обычным правом. Так было вплоть до включения Казахстана в состав Российской империи.
Призыв Шокана Уалиханова: «В казахской степи нельзя судить по законам «Русской правды» относился не только к судебной системе. Он не был услышан российскими властями.
После Февральской революции 1917 года казахская интеллигенция, объединившись в партии «Алаш-Орда», в своей программе особое внимание уделяла выборам в подлинно автономном казахском государстве, к созданию которого они стремились: «Правом выбора пользуются все граждане, без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равноправным и тайным голосованием».
Начиная с 30-х годов XX века избирательная система в Казахстане полностью основывалась на законодательстве СССР. Формирование современной демократической избирательной системы началось с первых дней обретения Независимости.
Конституция РК 1993 года, отказавшись от однопартийного политического правления, открыла простор для демократического развития казахстанского общества. Выборы перестали быть формальным политическим институтом, закреплена их альтернативность. 9 декабря 1993 года был принят «Кодекс о выборах в Республике Казахстан».
Поворотным в истории формирования новой политической системы нашего государства стал 1995 год, когда началась разработка полноценной, отвечающей международным стандартам законодательной базы демократической избирательной системы РК. В 1995 году были приняты Указы Президента РК, имеющие силу Конституционных законов, «О республиканском референдуме» и «О выборах в Республике Казахстан».
Принятая всенародным референдумом 30 августа 1995 года ныне действующая Конституция РК утвердила Президентскую форму правления, введение двухпалатного Парламента, состоящего из Мажилиса, депутаты которого избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и Сената, депутаты которого избираются депутатами маслихатов областей, городов Hyp-Султана и Алматы. Согласно Конституции, порядок избрания Парламента определен Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», принятым 25 сентября 1995 года.
Процесс перехода к нынешней пропорциональный системе выборов проходил поэтапно, начиная с 1998 года. Тогда на смену мажоритарной пришла смешанная избирательная система. Мажилис увеличился до 77 депутатов, при этом 67 депутатов выбирали по-прежнему по одномандатным избирательным округам, а 10 оставшихся мест — по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам.
В 2007 году система выборов в Мажилис стала полностью пропорциональной. Одномандатные округа ликвидировали, и теперь гражданам предстояло делать выбор между партиями. Пороговый уровень для прохождения в Мажилис для партий определили на уровне 7% голосов избирателей.
Изменилась не только система выборов, но и количественный состав нижней палаты — он увеличился до 107 депутатов. По партийным спискам избирали 98 человек, оставшиеся девять — по списку от Ассамблеи народа Казахстана.
В 2009 году в законодательство внедрили правовой механизм, по которому Мажилис формировался как минимум из двух партий, даже если вторая по результатам партия не пройдет барьер в 7%.
Важной составляющей нового этапа развития является введение пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов по аналогии с выборами депутатов Мажилиса Парламента. Цель поправок, внесенных в законодательство страны в 2018 году, — активизация партийного строительства, повышение роли партий в политической жизни страны, возможность в большей степени учитывать интересы народа.
Теперь принцип политического многообразия будет реализовываться через конкуренцию партий как в центре, так и на местах. Это должно значительно активизировать роль региональных филиалов партий, поскольку теперь им принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам. Необходимость утверждения предвыборных программ в регионах также будет являться важным стимулом развития политических сил на местах, повышения их вовлеченности в проблемы и чаяния регионов.
Выборное законодательство страны в целом соответствует общепризнанным международным нормам, дает полную возможность проводить избирательную кампанию открыто, прозрачно, справедливо.
Формирование и совершенствование избирательной системы страны носят непрерывный характер, взаимосвязаны с модернизацией и трансформацией политической системы.
Нина МИТЧИНОВА.