В специальной литературе под термином «девиантное поведение» понимается поведение, которое не соответствует общепринятым установленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков — один из ведущих факторов образовательного учреждения.
Существует несколько форм девиантного поведения. Алкоголизм — это одна из разновидностей интоксикации. Ее характеризует пристрастие к алкогольным напиткам. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.
Наркомания — это заболевание, которое характеризуется нарастанием симптомов, напрямую связанное с употреблением наркотических средств. Проще говоря, наркомания — это привычка употреблять различные наркотики, седативные препараты, галлюциногенные средства и другие вещества, воздействующие на психику. Данная зависимость приводит к губительным последствиям как для наркомана, так и для общества в целом.
Игромания — вид расстройства влечений, относящийся к группе психологических зависимостей. При этом азартная игра является подобием наркотика. Разновидностей игровой зависимости много, но наиболее распространенными являются: компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов, интернет-зависимость.
Суицид от латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни такие, как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.
Побеги из дома, бродяжничество — является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ней сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15лет) — это переломный, переходный, критический момент в жизни человека. В этом возрасте наблюдается относительный пик расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка. Это время полового созревания. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивый возрастной период. Особенностью подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Подростковый возраст — это время становления характера. Именно в этот момент влияние окружающей среды, ближайшего окружения становится огромной силой. Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, часто связанные с отклонениями в этом процессе. Зачастую эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Л.И. Божович утверждала, что возникновение подросткового кризиса связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены из-за социальной незрелости подростка.
Отмечается, что одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. В качестве важного типологизирующего критерия семей, где есть дети с девиантным поведением, можно рассматривать уровень материальной обеспеченности. Важен даже не столько сам показатель дохода, а его восприятие членами семьи, так и неполные, в которых родитель, не живущий в семье, поддерживает контакт с ребенком. Другим возможным объяснением данного факта может быть ухудшение качества воспитания, обусловленное чрезмерной занятостью одинокой матери, ее повышенной тревожностью и стрессовой ответственностью за ребенка. В полных семьях основными причинами отклоняющегося поведения подростков являются качество супружеских отношений, сверхзанятость родителей, особенно отцов, и пьянство одного или обоих родителей.
Анна БАУМГЕРТНЕР,
педагог-психолог КГУ СШГ №11 г.Кокшетау.