Школы в новых реалиях: как, почему и с каким результатом?

С введением карантина и дистанционного обучения в школах было немало вопросов к качеству интернета и связи в сельской местности. Однако сейчас, как уверяют в управлении образования области, большинство из них решены. Как учатся дети в селе, есть ли у них проблемы с интернетом, и почему многие считают, что качество образования в сельских школах скоро будет лучше, чем в городских? В этих далеко не праздных вопросах мы попытались разобраться.

Дистанционно или нет?

Вопрос качества интернета в сельских школах стоит на повестке дня с прошлого учебного года, когда школам по всей стране внезапно пришлось перейти на удаленный формат обучения. Сегодня, по данным управления образования области, все 555 школ региона подключены к интернету, а скорость связи повышена и составляет от 4 Мбит/сек и выше. Кроме того, все малокомплектные школы, а их в нашем регионе 67%, учатся в штатном режиме — а значит, в селах дети продолжают ходить в классы и получать знания.

В Атбасарском районе, к примеру, — 8 городских школ и 24 сельских. Городские школьники учатся дистанционно — все, кроме малышей из начальных классов. А все 24 сельские школы учатся в штатном режиме. Что касается скорости интернета, таив этом вопросе все неплохо. Если раньше в некоторых селах — в Родионовке, Магдалиновке — была низкая скорость связи, то нынче компанией «Казахтелеком» там установлены специальные радиомосты, усиливающие сигнал. В большинстве же сел — Шуйское, Новосельское, Покровка, Полтавка — скорость интернета составляет 8-10 Мбит/сек.

Похожая ситуация в Егиндыкольском районе. Здесь всего 9 общеобразовательных школ: две в райцентре работают дистанционно, семь других, что в селах поменьше, — малокомплектные, в каждой — менее 150 детей. Все они занимаются очно. Кстати, со второй четверти, в соответствии с решением республиканской межведомственной комиссии, здесь планируют перевести в штатный режим одну из школ райцентра, где учатся чуть больше 250 ребят.

Своя специфика

— Мы проучились удаленно всего неделю, — рассказывает директор Сабындинской средней школы Коргалжынского района Серик Абиев. — А затем перешли на штатный режим работы. Школам, где учатся не более 180 детей, это было разрешено, и мы нашли такой выход, разделив учеников на две смены по 140 детей.

Конечно, соблюдаем все санитарные нормы, дети сидят по одному, в шахматном порядке, дезинфекция и влажная уборка — обязательно…

В этом селе, как и во многих других в конце прошлого учебного года, главным препятствием для дистанционки стало качество интернета. «Оставляет желать лучшего», — так охарактеризовал его директор школы. Переход на штатный режим работы стал хорошим выходом. Довольны и родители, и педагоги: все-таки качество знаний при реальном обучении намного лучше, с этим никто спорить не будет.

— Конечно, переживаем, чтобы никто из ребят не заболел, — делится Серик Абиев. — Но готовы к любому сценарию развития событий, у нас есть в наличии компьютеры и роутеры на случай перехода на дистанционное обучение.

Впрочем, как говорит директор школы, «удаленка» в селе имеет свою специфику. Дети все равно не сидят дома: ходят встречать коров, провожать на выпас баранов, а по вечерам в теплую погоду за ними и вовсе уследить сложно. Весной, например, когда закрывались детские площадки, ребята нашли поле за полтора километра от села и собирались там, чтобы пообщаться…

Кто и чем болел?

Информация о том, что в Коргалжынском районе заболел пневмонией второклассник, посещающий дежурный класс, появившись в СМИ, устроила небольшой переполох среди родителей школьников. В отделе образования района нам пояснили: это была обыкновенная пневмония, а не коронавирусная. Класс, где учился заболевший ребенок, был отправлен на карантин всего на неделю — до получения отрицательных результатов анализа на COVID-19. Сегодня все дети учатся, как и прежде. Из пятнадцати школ района 13 занимаются в штатном режиме. А со второй четверти ходить в школу начнут еще 243 ученика одной из школ райцентра — села Коргалжын.

— Конечно, эта новость радует всех, — говорит главный специалист районного отдела образования Алия Ашимова. — Дистанционное образование, что ни говори, не дает такого качества знаний, как очное. Особенно это касается сложных предметов — математики, физики, химии — они и в очном формате не всем даются легко. Очень переживаем, конечно, за здоровье детей и за качество знаний. Боимся, что отличники могут «съехать» и лишиться аттестатов с отличием и знаков «Алтын белгі». Наша задача сейчас — этого не допустить…

В селе учиться лучше?

В районе Биржан сал из 27 школ только в четырех обучение ведется дистанционно: это две школы районного центра, г. Степняка, а также Маки некая СШ и школа аула Ульги. Все остальные учебные заведения — опять-таки малокомплектные. Как рассказали в местном отделе образования, эти населенные пункты достаточно крупные, качество связи там неплохое, компьютеров хватило всем, кто обратился за ними. Со второй четверти здесь надеются перевести в штатный режим три из четырех школ, работающих сейчас дистанционно — численность учеников это сделать позволяет. И эта новость, конечно, радует всех.

Как обстоят дела в городских школах и крупных учебных заведениях в районных центрах? Здесь «удаленка» продолжается. Знакомая семиклассница в ответ на вопрос, нравится ли ей учиться в таком формате, сказала: «Плюс в том, что не надо никуда идти. Но когда видишь свои оценки, вся радость улетучивается. Мы всем классом стали учиться хуже»…

Сегодня немало говорят о перспективах и проблемах, которые ожидают в будущем поколение нынешних школьников. Многие даже ехидно заявляют, что по качеству знаний ученики сельских малокомплектных школ теперь наконец-то сравняются с городскими. Может, они и правы. Но такова наша сегодняшняя реальность.

Кстати, тот факт, что карантин нужен, у самих школьников, как правило, сомнений не вызывает. Когда моя коллега при своем ребенке жаловалась на трудности удаленного обучения и работы, четырнадцатилетний подросток серьезно сказал: «Разве будет лучше, если все заболеют?».

Как говорится, этим все сказано.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также