Чем кинза от базилика отличается?

Гражданское общество

Думается, далеко не каждый на этот вопрос ответит. Нам укроп, петрушка как-то привычнее… Но учащиеся Аршалынской СШ № 2 не только эти пряные травы на вкус отличат, но и расскажут, как высевать и ухаживать за ними надо.

Часть информации на уроках биологии получили, а «наглядным пособием» стали травы, выращенные в школьной теплице. Причем знания учеников не «до ответа на уроке», а навсегда, потому закрепили их самым надежным образом: сами сажали, пропалывали, поливали. Чуть ли ни сантиметром измеряли — насколько за неделю такие полезные и душистые растения подросли…

Совсем скоро первый урожай соберут. Кстати, совсем немалый. В школьной столовой все могли бы попробовать, если бы… не пандемия и ее последствия — обучение на «удаленке», а школьная столовая закрыта до лучших времен. Так что решили пакеты с полезной (и недешевой к тому же на рынке) зеленью, салатами, луком… отдать в семьи малообеспеченные. Время летит быстро, до новой тепличной «страды» осталось-то всего-ничего.

А появилась теплица на пришкольном участке благодаря тому, что ОФ «Намыс» с проектом «Моя теплица» стал одним из десяти победителей конкурса малых грантов проекта ОО «Ангел» «Повышение потенциала сельских НПО Акмолинской области», который финансируется за счет государственных средств НАО «ЦПГИ» Министерства информации и общественного развития РК.

500 000 тенге — сумма небольшая, иные НПО часто куда больше получают на популяризацию, пропаганду… Но какой КПД высокий от реального проекта «Школьная теплица».

Одна из задач проекта — «обучить детей и молодежь основам агрономии и огородничества с применением зеленых технологий». Началось обучение с установки теплицы поликарбонатной, на грантовые деньги закупленной. Пришлось это на время карантинных ограничений. Члены учительской инициативной группы обзвонили родителей мальчиков: «Вы не возражаете?». В ответ: «Да, что вы! Конечно, не против! Пусть учится. На будущий год мы тоже собираемся теплицу ставить, подскажет, как делать». Пришли и те, кого не звали. Кто-то рейки держал, кто-то шурупы закручивал вместе со взрослыми, кто-то их подавал, кто-то просто смотрел… Но дома все, как один: «Теплицу надо устанавливать так…»

И таким методом «снежного кома» — от детей — родителям, от них — соседям, от соседей… — знания и передаются. И не только о том, как теплицу собрать, но и какие семена выбрать, чем и когда удобрять, какой режим полива соблюдать… Всему этому учитель биологии, педагог-исследователь Ирина Слободянюк учеников среднего звена научит, а они, закрепив теорию практикой, уже и сами волонтерами-наставниками для младшеклассников станут.

Мозговой центр проекта (и не только его) — директор ОФ «Намыс» Ирина Исаева. На вопрос (признаюсь, намеренно провокационный): «Вы преподаете такие сложные предметы — химию, физику. Сейчас на учителей свалились все сложности дистанционного обучения. Разработать проект, оформить, презентовать его должным образом, а потом реализовать — это же труд огромный. Причем все это абсолютно бесплатно. Зачем вам это?». Ответ получаю мгновенный и, без сомнения, абсолютно искренний: «Когда разрабатываешь — это же наслаждение интеллектуальное. На стадии защиты — азарт. А когда видишь, как увлекаются дети, когда результат получаешь — это счастье».

«Школьная теплица» — далеко не первый проект, реализуемый созданным в 2007 году ОФ «Намыс». Ирина Олеговна рассказывает, что начинали с совсем небольших грантов акима района. Один из них назывался «Дыши, моя река», прибрежную зону Есиля очищали. По другому проекту на заброшенном участке картофель выращивали. Весь учебный год в школьной столовой звучало: «Дайте пирожок с НАШЕЙ картошкой».

Доказав, что работать могут и любят, выиграли грант «Здоровая нация — за здоровое будущее» фонда Сорос-Казахстан. Он уже покрупнее был, появилась возможность овощи, лекарственные травы выращивать. В школьной столовой фиточай стал у детей любимым напитком. Оборудовали кабинет здоровья для малышей.

А уж, когда в 2013 году от фонда «Бота» получили деньги немалые по проекту «Счастливое детство в наших руках», то развернулись по четырем направлениям. В кружок «Мир мультимедиа» дети из малообеспеченных семей в очередь записывались. Компьютер тогда был далеко не в каждом доме, о смартфонах вообще речь не шла, а здесь учитель информатики таким интересным вещам обучал. Для одного из направлений «Огород своими руками» — база уже была заложена, но акцент делали на том, чтобы помочь школьнику разбить огород у своего дома, родителей мотивировать. Особенно в семьях с низкими доходами. В «Школе умного дома» мальчики обучались азам токарного, слесарного дела. А что касается медицинского кружка, то больше половины ребят, его посещавших, поступили в медицинский колледж.

Не гнаться за «журавлем в небе» в лице престижных, модных специальностей, выбрать дело реальное, востребованное везде и всегда—эта важнейшая цель любого проекта, реализуемого ОФ «Намыс». Можно говорить, что общими усилиями учителей, активистов общественной организации ее достигают.

Сегодня часто и справедливо говорят о том, что сельские неправительственные объединения нуждаются в особой поддержке, им куда сложнее получить грант, чем тем, кто находится в крупных городах. Во многом, конечно, это справедливо. Но аршалынский ОФ «Намыс» — одно из подтверждений тому, что было бы желание! И люди, для которых общественная деятельность — наслаждение, азарт и счастье. Как для Ирины Исаевой.

Нина МИТЧИНОВА.

Аршалынский район.

Читайте также