Карантинные меры, вызванные пандемией, внесли свои коррективы в жизнь каждого казахстанца. Но жизнь продолжается со своими радостями и проблемами, которых у большинства из нас стало куда больше.
Надежным, проверенным их барометром являются количество и характер обращений в общественную приемную партии «Nur Otan».
С начала этого года в 21 общественную приемную поступили более 9446 обращений. Это в 3,5 раза больше, чем за первое полугодие прошлого года. Основной поток — после 16 марта, когда был объявлен режим ЧП. Как и раньше, 80% обращений — вопросы социального характера: отсутствие жилья, получение алиментов, невыплаты заработной платы… А с середины марта — получение гуманитарной помощи (особенно, когда заработал фонд «Birgemiz»), порядок выплаты государственного пособия временно потерявшим работу…
Далее по интенсивности и частоте следуют обращения по проблемам ЖКХ, инфраструктуры того или иного поселка, региона… Лидируют в этом отношении Целиноградский и Зерендинский районы. Главная проблема — качество электроснабжения отдельных поселков. Работа проводится и немалая, жители Талапкера, к примеру, результаты уже ощутили. Но чтобы решить проблему кардинально, нужны время, средства. Объяснить это людям, найти какие-то временные меры необходимо. У партийцев это получается.
Бывает сложно объяснить людям, что партийцы работают только в правовом поле. Ускорить продвижение очереди на жилье в обход закона никто пытаться не будет. Но всегда стараются отыскать хотя бы временные меры.
Работают с каждым индивидуально, не жалея сил и времени. Маме с четырьмя детьми помогли получить комнату в общежитии. Прежние жильцы оставили ее в абсолютно разгромленном виде. С ремонтом помогли, даже окна пластиковые поставили, проконсультировали, как подать заявление в суд на алименты. Как только будет справка о том, что ответчик их не выплачивает, она сможет оформить АСП.
— Ни одно из обращений не осталось нерассмотренным, — говорит заведующая общественной приемной областного филиала партии «Nur Otan» Акманат Алимбетова. — Принимаем, отвечаем в онлайн-формате, есть странички в Facebook, Instagram, по WhatsApp многие обращаются. Причем, люди пожилые активно им пользуются. По телефону звонят часто.
По ее словам, есть множество обращений, решить которые положительно можно только с помощью спонсоров, благотворителей. Семья с восемью детьми живет в доме, признанном аварийным. В очереди на получение жилья — вторые. Но в этом маленьком селе Целиноградского района муниципальное жилье не строилось и в обозримой перспективе строиться не будет. Так что обращаются к руководителям ТОО, волонтерам с просьбой о строительных материалах, другой помощи.
«Где купить… лекарство? Где оно дешевле?». «Как пройти компьютерную томографию?». Недели две назад таких звонков стало на порядок больше. А вот жалоб на качество медицинской помощи, на то, что вовремя ее не оказали, скорая помощь отказалась приехать — ни одного. Думается, что это очень верный показатель не только того, что организация медицинской помощи в нашей области в это нелегкое для всех время находится на должном уровне, возникающие вопросы решаются оперативно, но и того, что акмолинцы хорошо осознают всю сложность ситуации, с пониманием относятся к неизбежным проблемам, помогают друг другу…
Благодаря фонду «Birgemiz», предпринимателям акмолинским, звонившим «Чем помочь?», материальную помощь оказали каждому, кто за ней обратился.
Но, по словам Акманат Алимбетовой, не может не тревожить, что за продовольственными пакетами обращаются куда чаще, чем с просьбой о помощи в трудоустройстве.
Девушка-сирота обратилась из-за неразберихи с очередностью на получение жилья. Недоразумение произошло из-за сбоя в системе, разобрались быстро. Здесь же выяснили, что у нее нет ни жилья, ни работы. Тут же предложили устроиться в ТОО «Новопэк», где не только стабильная работа гарантирована, но и общежитие предоставляется. Отказалась.
— Пошла продавцом в какой-то магазин. Очевидно, что без трудового договора, без гарантированного перечисления взносов в пенсионный и социальные фонды, — переживает за сироту Акманат Алимбетова. — Сколько к нам приходят: «Отработал официантом, грузчиком, поваром, продавцом… Владелец заведения оплатил работу не полностью». А то и вовсе не заплатил.
В инспекцию по труду, а тем более в суд обратиться не могут. На руках нет никаких документов, подтверждающих факт работы. Идут в «Nur Otan».
— Звоним работодателю, — разъясняет такой непростой алгоритм действий Акманат Акниетовна. -Убеждаем, к совести взываем, объясняем, что все-таки поможем человеку в суд обратиться. Как правило, этого бывает достаточно. Вопрос решается.
Но возникает вновь и вновь. И так будет до той поры, пока работодатель не сможет сказать: «Договор оформлять не буду. На это место желающих много». Пока соискатель не поймет, что работая без трудового договора, он лишается многих социальных гарантий, а в перспективе — достойной трудовой пенсии. Необходимое условие этого — достаточное количество рабочих мест в нашем регионе. Но не только. Сегодня на рынке труда сложился определенный перекос: есть вакантные места (как правило, по рабочим специальностям), есть текучесть кадров на промышленных предприятиях (даже на таком устойчивом, как АО «КАМАЗ Инжиниринг»), и есть люди, безработные, туда совсем не стремящиеся.
И это — одна из проблем, над которой в партии «Nur Otan» работают постоянно и системно. Конкретные рекомендации, принятые на заседаниях партийных комиссий, создаваемых рабочих групп, реализуются. Рекомендации по внесению необходимых законодательных изменений через Центральный аппарат партии рассматриваются депутатской фракцией Мажилиса, выносятся на парламентские обсуждения. Многие из них как раз и основаны на анализе обращений граждан, поступающих в общественные приемные партии «Nur Otan».