И искренность, и принципиальность, и патриотизм

Подшивка «Акмолинской правды» за 1948 год. Пожелтевшие, но прекрасно сохранившиеся страницы не хуже кинохроники рисуют картину времени. Портреты Сталина на первых страницах, очерки о международных событиях — на последних. А в середине — эхо только что отзвучавшей войны, гордость Победы, прославление труда, светлые надежды на счастливое будущее. Попав однажды в Акмолинский областной архив, нужно быть готовым провести там несколько часов. Быстрее оторваться от чтения исторических газет просто невозможно…

Начав листать подшивку, можно зачитаться: настолько живо и свежо написаны многие материалы. Литературная составляющая — на первом месте в каждом из них, будь то зарисовка с предвыборного участка или очерк о студентах железнодорожного техникума. По сегодняшним временам и объемам информации — непозволительная роскошь.

«Забрезжили предрассветные сумерки. Звезды, одна за другой, исчезают с небосклона. Тишина. Искристые снежинки пушистым слоем покрыли деревья, заборы и улицы Акмолинска. Далеко слышен скрип шагов, санных полозьев, гул моторов. Еще только пять часов утра, а на улицах города уже большое оживление. К избирательным участкам группами и в одиночку идут избиратели. Здесь их ждут артисты, музыканты, декламаторы, певцы, затейники…».

В отличие от текстов, заголовки газеты того времени — достаточно просты и лаконичны. Конечно, не без идеологической нагрузки: «Выполнили обязательство», «За дальнейшее улучшение благосостояния трудящихся», «От всего сердца», «Торжество», «Успехи колхоза Ундрус».

Вот как пишет корреспондент М.Камов о студентах железнодорожного техникума Акмолинска, многие из которых — участники Великой Отечественной войны. «У комсомолки Маруси Устименко солидная общеобразовательная подготовка — она окончила десятилетку. Любовь к транспорту и любознательность девушки принесли свои замечательные плоды — Устименко одна из лучших студенток техникума…», «Отлично учатся студентки второго курса Роза Джазина и Эмилия Алиева, отцы которых всего тридцать лет назад пасли байские отары и не думали о книге», «Внимательно слушает педагога студент третьего курса Николай Ержанов — отличник, способный художник, ответственный редактор стенной газеты».

А сколько радости и оптимизма в коротких информационных сообщениях, говорящих о повышении уровня жизни людей! «На днях в промтоварный магазин №2 облторга и в магазины, расположенные на рынках, поступит новая партия промтоваров на два миллиона рублей». Из заметки «О новом снижении единых и государственных розничных цен на некоторые товары» мы узнаем, что в апреле 1948 года подешевели на 10-20 процентов (немыслимое по нынешним временам событие!) папиросы и сигареты, косметические товары, ликеро-водочные изделия и безалкогольные напитки, а также охотничьи ружья, часы наручные, патефоны и фотоаппараты.

Конечно, очень важное направление информационной политики того времени — пропаганда трудовых подвигов и достижений, заметки о молодых стахановцах и перевыполнении планов, об успехах молодых чабанов, полеводов, рядовых колхозников и бригадиров, кузнецов и плотников, железнодорожников и рабочих. В материалах А. Алабинцева, 3. Плохотнюк, К. Жабина, И. Семенюк главные герои — простые люди, благодаря труду которых огромная страна довольно быстро оправилась от военной разрухи.

Очень интересно читать в старых газетах очерки об истории сел и городов области, интервью со старожилами региона, которые жили на акмолинской земле еще в дореволюционные времена. Сегодня, когда даже Великая Отечественная война стала историей, это особенно захватывает: живые свидетельства глубокой старины.

«Жил на Украине, работал на помещика. Земли у него было — на коне за сутки не объедешь, — рассказывает Федосей Григорьевич. — И тяжело, и горько было, а деваться некуда. Потом перешел к князю Черноморскому. Думал, будет лучше. Ан, нет! Работал, делал людям дом каменный, а себе — гроб деревянный. Так, в горе да нищете, прошла моя молодость. Прослышал: есть такая земля казахская. Ну, думаю, там будет лучше. Собрался, приехал. Правда: земли много, но власть все равно царская, а порядки барские — спина всему ответ. Думал, так и умру, не дождавшись радостных дней. Дождался. Только теперь я вздохнул полной грудью» -это цитата из очерка «Когда-то здесь был пустырь» об истории города Макинска. А прямая речь принадлежит одному из первых жителей города, 80-летнему Федосею Базнесюку. Автор очерка Е. Дуров пишет о том, как растет город, появляются новые улицы — Западная, им. Калинина. О том, что закончилось строительство самого большого и красивого здания в городе, в котором разместилась вечерняя школа рабочих и городская амбулатория. По таким материалам можно изучать историю нашего края.

Несмотря на торжественный настрой газеты того времени, немало в ней и критических материалов, и открытых писем в редакцию. Названия таких заметок говорят сами за себя: «Досадная волокита», «Сколько нам придется ждать?», «Беспорядки в общежитии», «Ни газет, ни радио».

«В десяти километрах от рудника Жолымбет расположен рабочий поселок угольной шахты. Здесь проживают 600 человек взрослого населения. Казалось бы, что должны быть здесь и культурные очаги. Однако ни клуба, ни избы-читальни здесь нет. Рабочие лишены возможности почитать свежую газету, посмотреть кинокартину. Поселок не радиофицирован. Корреспонденция доставляется случайно — «с оказией». Партийная организация рудника Жолымбет должна принять все меры к тому, чтобы рабочие поселка были приобщены к культурной жизни», — пишет корреспондент И.Шаповалов. Когда читаешь такие строки, нет сомнений: «все меры» были приняты незамедлительно. Газетное слово в те времена обладало огромной силой. О дне сегодняшнем, к сожалению, этого сказать нельзя.

У современного человека многие строчки послевоенной «Акмолинки» могут вызвать улыбку — нам они кажутся наивными, а где-то и непонятными. Но есть и другое: пронзительная искренность, яркая литературная одаренность, неподкупная принципиальность, сквозящие в каждой строчке, огромный оптимизм и патриотизм. То, чему сегодняшние журналисты могут поучиться у коллег из прошлого.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также