Актуальное интервью
Реализация поручения Президента страны Касым-Жомарта Токаева, данного им в обращении по случаю Дня памяти жертв политических репрессий и голода, о создании Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий предполагает огромную и кропотливую работу.
По информации Администрации Президента РК на сегодняшний день есть потребность в рассмотрении почти шести тысяч дел. Часть из ниххранится в Специальном государственном архиве областного департамента полиции.
Об особенностях этого архива и о том, какую помощь его сотрудники могут оказать потомкам репрессированных мы беседуем с главным специалистом управления информатизации и связи областного департамента полиции, подполковником Анарой Рысбаевой.
— Анар Рамазановна, какие дела хранятся в этом архиве?
В 2014 году в Специальный государственный архив информационно-аналитического центра департамента внутренних дел Акмолинской области из КНБ РК были переданы на хранение уголовные дела на лиц, не подлежащих реабилитации, репрессированных граждан, оправданных судебными органами, а также материалы на бывших военнопленных и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР.
Этот фонд начал формироваться в 50-е годы прошлого столетия в процессе пересмотра архивно-следственных дел. Тогда органами прокуратуры и судов бывшего СССР и Республики Казахстан все лица, осужденные за контрреволюционную и антисоветскую пропаганду и агитацию, нарушение правил об отделении мечети и церкви от государства, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих общественный строй СССР, объявлены реабилитированными.
Кроме того, большая часть репрессированных, осужденных по политическим мотивам за государственные и иные преступления, подвергнутых уголовным наказаниям по решениям органов ВЧК, ОГПУ-ГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, коллегий «двоек», «троек», осуществлявших судебные функции, также признаны пострадавшими от тоталитарного режима и реабилитированы.
С этого времени у нас хранятся 429 архивных уголовных дел на лиц, не подлежащих реабилитации, 5662 — в отношении репрессированных граждан, оправданных судебными органами и 1308 -фильтрационных и трофейных материалов на бывших военнопленных и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР.
— Обращаются ли к вам потомки репрессированных, какую информацию они могут получить?
— Принятый в 1993 году Закон РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» стал историческим событием. Согласно статье 16 этого закона полностью реабилитированные граждане либо их представители, а в случае их смерти — родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных дел, а также на получение сохранившихся в данных делах рукописей, фотографий и других личных документов. Оговорка одна — родственники реабилитированного имеют право на ознакомление с документами только непроцессуального характера.
Множество людей пытаются установить судьбу своих предков, прояснить историю своей семьи. Мы оказываем государственные услуги по выдаче архивных справок и копий документов. По вопросам поиска сведений в отношении репрессированных лиц или находившихся в плену в период ВОВ рассматриваем заявления граждан, независимо от их места проживания и гражданства.
К примеру, недавно в архив поступил запрос гражданки РФ И.И. Шляхтиной о предоставлении архивных сведений в отношении прадеда — Гаевского Иосифа Ивановича 1889 года рождения, высланного из Виницкой области Украины в Северный Казахстан вместе с женой и семью несовершеннолетними детьми и осужденного пост.58п.п.1 «А» и п. 10 УК РСФСР УНКВД.
И вот что узнали правнуки из выданной нами архивной справки «…будучи завербованным, И.И. Гаевский с 1921 г. по 1929 г. регулярно для Польской разведки предоставлял следующие шпионские сведения: о политическом настроении населения, о материальных условиях жизни граждан в Советском Союзе, а также проводил среди населения к-р (контрреволюционную) пропаганду против Советской власти и восхвалял жизнь за границей в Америке». «Гаевский Иосиф Иванович, 1889 г.р. был арестован 3 мая 1938 года, решением Тройки УНКВД Северо-Казахстанской области 30 сентября 1938 года приговорен к ВМН-РАССТРЕЛУ, приговор приведен в исполнение 2 октября 1938 года».
Узнали, но вряд ли поверили, что простой многодетный крестьянин знал о жизни в Америке, восхвалял ее и работал на польскую разведку.
Жительница Республики Алтай РФ Ф.Т. Акчалова обратилась по вопросам розыска сведений в отношении целой семьи ее отца, высланной из Томской губернии в 30-е годы. В письме сказано о том, что из ссылки вернулся только ее отец, судьба остальных членов семьи неизвестна.
Сегодня информация о рассекреченной части дел лиц, подвергшихся репрессиям, доступна в сети Интернет на портале «Мемориал», созданном МВД РК.
— У вас хранятся уголовные дела реабилитированных и лиц, не подлежащих реабилитации. В каких случаях реабилитация до сих пор была невозможна?
— Прежде всего реабилитации подлежали лица, подвергшиеся репрессиям. В Законе РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» дается определение термину «репрессии»: «меры принуждения, осуществлявшиеся по политическим мотивам государственными органами или представлявшими их должностными лицами»…
Наряду с лицами, которые непосредственно пострадали от репрессий, жертвами также признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также дети жертв политических репрессий, не достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент репрессии и в результате ее применения оставшиеся без родительского попечения.
В ст.З и ст.4 Закона дается перечень лиц, объявленных реабилитированными при вступлении Закона в силу.
Например, к ним относятся все те, кто по политическим мотивам был подвергнут изгнанию из страны, удалению из мест проживания или районов обитания, помещен в психиатрические учреждения на принудительное лечение. Или, например, осужденные за контрреволюционную пропаганду, нарушение законов об отделении мечети и церкви от государства…
В ст. 5 Закона определяется перечень лиц, которые проходят реабилитацию путем повторного изучения уголовных дел, в т.ч. рассмотрения в судебном порядке. На основании вышеуказанных оснований был сформирован Фонд архивных уголовных дел в отношении репрессированных граждан, оправданных судебными органами.
В статье 6 Закона определяется, кто не подлежит реабилитации.
Это лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые уголовным наказаниям по решениям внесудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства совершения таких преступлений, как измена Родине, вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на территорию Республики в составе вооруженных банд и участие в совершенных ими убийствах и других насильственных действиях; шпионаж, акт терроризма, диверсия; насильственные действия в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество оккупантам и изменникам Родины в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны.
Необходимо подчеркнуть, что заявления о реабилитации подаются в органы прокуратуры.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о фонде фильтрационных и трофейных материалов на бывших военнопленных и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР.
— Мы знаем, сколько человеческих жертв понесла наша страна в годы Великой Отечественной войны, сколько людей погибло либо было угнано на принудительные работы в Германию. Сколько советских военнопленных побывало в фашистских лаге рях.
Но до недавних пор замалчивалось, что все советские военнопленные после освобождения частями Советский армии или войсками союзников обязательно проходили через спецлагеря или проверочно-фильтрационные пункты НКВД.
Проверочно-фильтрационные материалы, сформированные в дела, направлялись впоследствии по месту их проживания до призыва в армию. Поэтому в наших архивах можно найти дела соотечественников, которые побывали в фашистском плену. Информация достаточно разнообразная, также требует большой работы по систематизации данных.
Так, например, только карточка на советского военнопленного содержит информацию об анкетных данных, партийности, гражданской и военной профессии, местожительстве до призыва в армию, воинском звании, с какого года и каким военкоматом лицо было призвано в армию. Также из нее можно узнать наименование воинской части, рода войск и занимаемой должности на момент попадания в плен. Когда и где лицо было пленено. Когда, в какой стране, в каком лагере находился человек и чем занимался. Когда и откуда прибыл в спецлагерь или на проверочно-фильтрационный пункт НКВД, дату и место убытия из него.
Я думаю, что все понимают важность для родственников каждого пункта из этих сведений.
Министерством внутренних дел также планируется создание портала, где родственники смогут узнать судьбу своих близких, неизвестные страницы их жизни, а также просмотреть отсканированные архивные документы. Двери специального государственного архива областного департамента внутренних дел открыты для всех, кто хочет получить сведения о своих близких родственниках. Мы будем рады помочь всем, сделаем все, что в наших силах.
— Благодарим за беседу.
P.S. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РК Даурен Абаев так определил задачи создаваемой Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: «1. Выработка предложений в законодательство о реабилитации жертв массовых политических репрессий. 2. Утверждение категорий лиц, приравниваемых к жертвам массовых политических репрессий и подлежащих политической реабилитации. 3. Выработка рекомендаций по увековечению памяти реабилитированных, розыску и содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения. 4. Рассмотрение заявлений и жалоб по вопросам восстановления прав реабилитированных».
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.