31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода
Архивные документы — свидетельства характера эпохи, в которую они создавались. В архиве областного управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан хранятся материалы, рассказывающие о трагедии целых народов.
Они сохранились со времен страшных массовых сталинских репрессий, когда началось масштабное переселение в Республику Казахстан других народов. Первый поток переселенцев пришелся на 1929-1930 годы прошлого века. Это были зажиточные крестьяне, высланные в период коллективизации в Казахстан и Сибирь. Следующими выселенцами стали этнические поляки.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан хлынула огромная волна немецких семей. Выселение началось в 1941 году на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О переселении граждан немецкой национальности из бывшей АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей», затем были переселены немцы из Московской, Куйбышевской, Ростовской, Ворошиловградской, Сталинской, Ленинградской областей, Краснодарского, Ордженикидзевского краев. Немцы, проживающие в Казахстане, также были взяты на спецучет по месту жительства.
В 1944 году на основании Указа ПВС СССР были переселены из Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, из Крыма — крымские татары, армяне, болгары, греки; из Грузии — турки, хемшилы, курды. Только на территории Акмолинской области дислоцировалось 467 спецкомендатур, в которых на учете состояли 98 530 поселенцев. Из них 58 964 немцев, 3 780 поляков, 22 824 семьи из Северного Кавказа, 288 семей греков, 665 семей из Молдавии, 7 176 кулаков, 3 776 ссыльных и 1 057 осужденных особым совещанием НКВД, ОГПУ.
Со дня, когда Первый Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», минуло 27 лет. Закон дал точное и исчерпывающее определение понятия «политических репрессий». Под реабилитацией подразумевается признание лица в судебном либо ином установленном законом порядке жертвой политических репрессий или пострадавшим от политических репрессий, восстановление его нарушенных прав, возмещение причиненного морального или материального ущерба.
Жертвами признаются лица, непосредственно подвергшиеся гонениям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющиеся гражданами Казахстана, в случаях применения к ним репрессий советскими судами, осуждения военными трибуналами действующей армии во время Второй мировой войны, репрессий после призыва для прохождения воинской службы за пределы Казахстана, репрессий по решениям центральных союзных органов, а также за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане. В последнем случае исключение составляют осужденные за совершение умышленных убийств и посягательств на жизнь работника милиции или народного дружинника.
В настоящее время все материалы в отношении находившихся в регионе на спецпоселении хранятся в архиве Управления — это 38 417 личных дел.
Несмотря на то, что с момента принятия закона прошло много лет, люди продолжают обращаться за архивными сведениями для реабилитации своих родных и близких. Наши сотрудники разыскивают по картотеке или журналам учета того времени нужные материалы, после чего выдают архивную справку, что является основанием для признания лица реабилитированным или пострадавшим от массовых политрепрессий. Для этого необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру области, представив архивную справку и удостоверяющие личность документы. На основании этого будет выдана справка о реабилитации.
Другой порядок реабилитации предусмотрен законом для детей лиц, находившихся на спецпоселении. Они подпадают под категорию «пострадавшие от политических репрессий». Таковыми признаются дети, находившиеся вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также дети жертв политических репрессий, не достигшие 18 лет на момент репрессий и в результате ее применения оставшиеся без родительского попечения.
Следует отметить, что лица, рожденные после 1940 года на учете не состояли, а находились вместе с родителями на спецпоселении, и отдельно сведений о них в архиве не имеется. Поэтому при запросе следует указывать полные анкетные данные родителей. Архивная справка будет выдана на них, и в ней будет указано, что они проживали сдетьми. Иногда в архиве Управления нет запрашиваемых сведений. Так, практически отсутствуют данные о лицах, подвергшихся политическим репрессиям в годы «сплошной коллективизации». Личные дела спецпоселенцев за 1930-1935 гг. были из каких-то соображений уничтожены еще в 1955 году. Также отсутствуют сведения о лицах корейской национальности, высланных в Акмолинскую область из Дальневосточного края…
Однако согласно статье 20 соответствующего закона, при отсутствии документальных данных факт вынужденного переселения, сопряженного с репрессиями родственников, может быть установлен в судебном порядке по месту жительства.
Еще одно затруднение вызывает то, что не все документы в отношении репрессированных находятся в нашем архиве. После реорганизации Кокшетауской области в 1997 году все документы были переданы в архив Управления по Северо-Казахстанской области. Поэтому данные о некоторых репрессированных так и остались там. Разделить документы оказалось невозможным. Не всегда в карточке был указан конкретный район, только область.
Анастасия КРАВЧЕНКО,
старший прокурор Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Акмолинской области,
младший советник юстиции.
Экспозиция музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР».
Композиция «Борьба и надежда».