31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода
В своей автобиографии, написанной собственноручно в марте 1976 года, уроженец Атбасарского района Оразбек Мухаметов пишет в основном о служебной карьере. Стоит сказать, что сын неграмотного скотовода-степняка сумел достичь по тем временам больших должностных высот. И лишь в конце повествования несколько строчек о том, что в ноябре 1937 года был арестован решением тройки НКВД и осужден на 10 лет лагерей. За этими скупыми строками о «незаслуженном наказании, которое отбыл полностью» — весь масштаб трагедии, пережитой ни в чем неповинными людьми в 30-е годы XX века.
На сайте www.elim.kz читаем: «Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики… Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа».
Сын скотовода-степняка, как называл себя Оразбек Мухаметов, сумевший получить недоступное тогда многим молодым казахам образование, безусловно, относился к числу местной интеллигенции того времени. Родился он в 1898 году в ауле №3 Атбасарского района. Окончивший ремесленное двухклассное училище, а потом педагогические курсы юноша работает учителем, школьным инструктором, потом заместителем заведующего уездным отделом народного образования (УОНО). Энергичный молодой человек, ведомый жаждой сделать жизнь своих земляков лучше и легче, организовывал и сам вел курсы по подготовке красных учителей, открывал школы в аулах и селах, проводил работу по ликвидации неграмотности, детской беспризорности.
В 1921 году Мухаметов — уже начальник уездной милиции. Под его началом ликвидирована контрреволюционная банда Ахранюка, пробиравшаяся на Восток через атбасарские степи. Спустя время — еще одна банда под предводительством человека по фамилии Глазунов.
Деятельный и смелый специалист, с головой ушедший в работу, занимался множеством дел: заготовкой хлеба и мяса, проводил конференции, выборы и перевыборы в местные советы. Неоднократно избирался делегатом губернских съездов и партконференций.
С февраля 1923 года по март 1925 Оразбек Мухаметов трудился заведующим орготделом Петропавловского губисполкома, затем начальником губадмотдела. К слову, его опыт укрупнения волостей в Атбасарском уезде был поддержан губкомом и губисполкомом для применения по всей губернии. Многое сумел воплотить в жизнь, будучи председателем губернской комиссии по введению казахского языка в делопроизводство. По инициативе Мухаметова после укрупнения некоторые волости Петропавловского уезда получили казахские названия: Кзылтусский, Енбекшильдерский, Еркиншиликский, Жанааркинский.
Подчеркнем, что Оразбек Мухаметов является и автором наименований.
Возглавляемая им губернская комиссия по введению казахского языка в делопроизводство работала не покладая рук: подготовлены секретари волисполкомов, и делопроизводство во всех казахских волостях Акмолинской губернии было переведено на казахский язык. Более того, в Петропавловске даже открылась мастерская по переделке старых «ундервудов» в пишущие машинки с арабским шрифтом. Появились и курсы по обучению машинисток-казашек.
Развивалась и карьера самого Оразбека Мухаметова. В марте 1925 года он успешно трудился уже в структуре КазЦИК. Чуть позже был переведен в Оренбург, где назначен завОРГО, затем и.о. секретаря Президиума КазЦИК. На этой должности руководил и отвечал за переезд правительственных учреждений из бывшей столицы КазССР Оренбурга в новую — Кызылорду. Был членом главного дисциплинарного суда, заместителем председателя комиссии по учреждению Государственного Герба Казахстана.
Беды, кажется, ничто не предвещало. В 1928 году Оразбек Мухаметов, возмущенный гонениями, устроенными местными органами против его родителей, обращается с заявлением лично к Голощекину. Такого «самоуправства» не потерпели — в декабре того же года по надуманной причине его исключили из рядов ВКП(б)…
Члены бюро крайкома предложили должность завОРГО в Казпотребсоюзе. Это был 1929 год.
Попытка защитить родителей со страшной силой аукнется Оразбеку Мухаметову через пять лет, в 1937 году. В конце года, 24 ноября, его арестовали по ложному доносу и осудили как «врага народа» на 10 лет лагерей, которые он отбыл полностью на Колыме. Вместе с ним отбывал наказание (тоже 10 лет) и его младший брат Дюйсембек Мухаметов…
После освобождения в 1948 году он приехал в село Или Алма-Атинской области, устроился сторожем на местный лесозавод, затем там же работал брокером, мастером распиловочного цеха.
Реабилитировали братьев Мухаметовых в 1956 году. Через два года, в 1958, Оразбек Мухаметов переехал в Алма-Ату, где работал в «Казахрыбвод».
«С 1 апреля 1971 года, — писал Оразбек Мухаметов, — нахожусь на заслуженном отдыхе, получаю персональную пенсию республиканского значения».
И в самом конце сама за себя говорящая, много значащая фраза: «…. О восстановлении в партии не ходатайствовал, в данное время являюсь беспартийным большевиком…».
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото из архива семьи МУХАМЕТОВЫХ.