Нравственный долг живущих

31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода

«Ежегодно 31 мая жители страны вспоминают своих родных и близких, которые были осуждены или расстреляны. Народ Казахстана бережно хранит память о миллионах соотечественников, пострадавших от политических репрессий. Теперь наш долг — ценить и беречь мир и не забывать о трагедиях».
Первый Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Прошедший XX век был временем величайших свершений, невиданных ранее прорывов к гуманизму. Вместе с тем, он стал страшным свидетельством насилия человека над своей же человеческой сутью.

Мир пережил две мировые войны, унесшие миллионы человеческих жизней, череду других ожесточенных конфликтов и столкновений. Трагична в нашей истории и память о безвинных жертвах. В сталинских застенках погибли, умерли от голода, навсегда были оторваны от отчей земли тысячи лучших сыновей и дочерей народов бывшего Советского Союза.

Не знающая пощады тоталитарная система уничтожала в первую очередь тех, кто представлял цвет нации, ее передовую мысль, созидательную силу, обостренную совесть. История учит, что все деяния человека, все сотворенное им добро или зло непременно получает оценку последующих поколений.

Сегодня мы, живя в независимом Казахстане, открыто говорим о суровой правде прошлого, даем непредвзятую оценку тому времени и убеждены, что подобные ужасы не повторятся в будущем. Этому порукой то, что одним из первых законов, принятых в суверенном Казахстане, стал Закон от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

Ежегодно 31 мая наша страна отмечает День памяти жертв политических репрессий. И это не случайно. Именно Казахстан в первой половине XX века стал пристанищем для многих депортированных народов.

В 1937 году с Дальнего Востока были переселены 95 тысяч корейцев, чуть позже с западных границ — 102 тысячи поляков. В 1944 году с Кавказа прибыли более полумиллиона чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков, в том же году — 4,5 тысячи крымских татар, а в 1948 году — 27,7 тысячи турок-месхетинцев. В начале войны, в 1941 году, в Казахстан были переселены с Поволжья, Украины, Северного Кавказа почти полмиллиона немцев.

В Казахстане не было ни одного сравнительно небольшого поселка или городка, где не располагались бы учреждения печально известного ГУЛАГа. В Карагандинской области в 1930 году был образован Карлаг. В 1940 году появился Жезказганский исправительно-трудовой комбинат НКВД. В 1948 году был создан Степлаг или лагерь №4.

По открывшимся сейчас секретным данным, ГУЛАГ в годы войны давал половину всего заготовленного леса, более половины меди, молибдена, 70 процентов марганца, почти все золото. На его заводах были изготовлены 70 миллионов единиц боеприпасов и пошиты 22 миллиона комплектов обмундирования. Все это достигалось в адских условиях голода и холода, нечеловеческих унижений.

Силами заключенных были построены крупнейшие оборонные заводы и комбинаты. В периоде 1921 по 1954 годы общее количество осужденных в бывшем Советском Союзе составило свыше 3 миллионов, из них к высшей мере наказания были приговорены 642 тысячи человек.

В Казахстане за этот период репрессиям подверглись 103 тысячи человек, свыше 25 тысяч были расстреляны. Среди них такие яркие представители науки, культуры и политики, как Алихан Бокейханов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Ильяс Жансугуров, Левон Мирзоян и многие другие.

С особым трагизмом мы осознаем и то, что на нашей территории был создан АЛЖИР. Горькая аббревиатура, читаемая как «Акмолинский лагерь жен изменников Родины».

Трудно перечислить всех тех, кто пережил адские муки АПЖИРа. В разные годы здесь томились сестры маршалов Советского Союза Тухачевского и Якира, жены второго секретаря Казкрайкома Султанбека Кожанова, наркома культуры Казахской ССР Темирбека Жургенова, партийных и советских деятелей Сакена Сейфулли-на и Турара Рыскулова, известного писателя Беимбета Майлина. В лагере наряду со взрослыми женщинами сидели и дети. На возраст никаких скидок не делалось. Многие из них не доживали до освобождения.

Суровые испытания выпали на долю депортированных народов, многие представители которых обрели в Казахстане свою родину. Казахский народ, несмотря на трудности борьбы против фашизма, делился теплом очага и скуд-

ным продовольствием, разделял горе и печали переселенцев.

Пройденный тяжелый путь -это наше общее прошлое, с его победами и поражениями, радостями и трагедиями. Из всего этого мы должны извлечь уроки. Память о прошлом нам нужна не только для того, чтобы исполнить долг перед жертвами режима. Она необходима для того, чтобы избежать повторения ошибок.

Как отметил Лидер нации в одном из своих выступлений, «нравственный долг и святая обязанность ныне живущих поколений заключается в осмыслении тех трудных лет, когда наши отцы и деды жили под пятой тоталитарного режима. Оно всем нам необходимо для того, чтобы эта историческая трагедия никогда не повторялась».

Преодолевая последствия тоталитаризма, мы решаем важную двуединую задачу -объективно интерпретируем свое прошлое и моделируем свое будущее.

Мы должны понять главное: никакое развитие страны, никакие успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни.

МарзиятТОХАЕВА, заведующая секретариатом ААНК.

Читайте также