Глазами психолога
Эти рекомендации практикующего психолога Ирины Терентьевой обращены к учителям средних школ, преподавателям колледжей и вузов.
Вторым после медицинских работников по эмоциональным перегрузкам на данный период оказался весь педагогический корпус. Трансляция изменений легла на плечи учителей, которые в тесном контакте с родителями и детьми перестроили для всех привычный режим обучения. Скорость изменений в формате преподавания требует концентрации усилий и психологической устойчивости. Но сегодня уже можно подводить промежуточные итоги:
- Завершить учебный год в режиме онлайн можно сбором «тревожного чемоданчика» — оформлением Плана «В» на случай повторения в будущем: например, дети не приходят в школу в связи с природными катаклизмами. Сильный мороз и снежные метели в наших краях — не редкость.
- Предусмотреть содержание «чемоданчика»: ноутбук, флешки, телефоны, зарядки… как технические средства, а шаблоны онлайн-конференций, уроков и совещаний — как методические.
- Продумать, каким образом в домашнюю рабочую зону добавить пресс-стену Картины и книги, пробковые доски, безусловно, беспроигрышный вариант. Но будет здорово, если на рабочий стол добавите то, чем вы увлекаетесь или то, что вам дорого: статуэтки, вазы с любимыми цветами, фотографии в рамках, ваши или детские художественные работы. Это важно для тех, с кем вы в контакте. Вас увидят коллеги, ученики и родители с другой стороны — не только как учителя. Человек всегда будет эмоционально ближе и интереснее другому, если поделится своим личным, нежели только своей профессиональной составляющей. Мы можем не разбираться в работе и деятельности друг друга, но книга Стивена Кинга на столе у учителя математики сделает свое дело в укреплении отношений с учениками. Или кружка из старинного сервиза для чая, а может даже и модный журнал…
- Оценить, что теперь у вас в наличии большой набор навыков из области информационных технологий, которые можно использовать не только в дальнейшей работе, например, припроведении родительских конференций, но и то, что их с успехом можно применять и в частной жизни для общения с родными и близкими.
- Понять, что вопросы самоорганизации решаются быстрее и дают представление о факторах потери рабочего времени, когда находишься в офлайн.
- Подтвердить, что сохраняется психическая энергия, когда тебя не «выматывают» живые коммуникации, которые всегда в переизбытке, и, что происходит отдых от шума и гула школьных звуков, которых вначале не хватало для ощущения рабочей обстановки.
- Организовать для себя полноценное питание: от того, что «полезно» до того, что «люблю и хочу». Ароматы и запахи домашней пищи дают ощущения заботы, уюта и защищенности. Побалуйте себя…
- Осознать минусы: организация рабочего времени отдана на откуп семье. Этот вопрос требует тщательного анализа и обдумывания: как такого режима избежать в будущем. «Растянутое» время педагогам, ученикам и родителям не дает ощущения полной рабочей нагрузки и полного расслабления и отдыха. Понимать, что это издержки нынешнего формата.
И главное, подобный колоссальный опыт дано приобрести не всем, но именно вы оказались в этом числе… Здесь уже впору позавидовать самим себе… В «сухом остатке» у каждого из нас остаются расширение и использование образовательных и коммуникативных технологий, освоение которых не предполагалось в ближайших краткосрочных планах. Работа в режиме онлайн оказалась качественным и самостоятельно структурированным повышением квалификации…
Подготовила Нина МИТЧИНОВА.