Водрузивший Знамя над рейхстагом…

Героям-землякам – cлава!
Рахимжан Кошкарбаев — выдающаяся личность в мировой истории. Он, будучи командиром взвода разведки 674-го стрелкового полка 150-й Идрицкой стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1 -го Белорусского фронта, 30 апреля 1945 года вместе с красноармейцем Григорием Булатовым во время штурма Берлина первым водрузил Красное знамя Победы на фасаде — лестнице главного входа — здания рейхстага. Звания Халық Қаһарманы удостоился лишь спустя более полувека Указом Президента РК от 7 мая 1999 года посмертно.

Родился 19 октября 1924 года в с. Тайтобе нынешнего Целиноградского района Акмолинской области. В 13 лет остался сиротой и оказался в детском доме: мать умерла, когда ему было 4 года, а отец, репрессированный по ложному доносу в 1937 году, сидел в ГУЛАГе. Рахимжан после семилетней школы продолжил учебу в Балхашском фабрично-заводском училище. С началом войны стал проситься в Красную армию. Но в запасной 367-й стрелковый полк, дислоцировавшийся в г. Кокчетаве, где проходили военную подготовку солдаты из Казахстана и Средней Азии, попал только в августе 1942-го за два месяца до 18-летия. По окончании школы младших командиров, как один из лучших сержантов, был оставлен при ней для обучения нового пополнения. Затем направлен в Тамбовское общекомандное пехотное училище, эвакуированное в г. Фрунзе (ныне Бишкек). А по его окончании в октябре 1944-го в звании младшего лейтенанта — в действующую армию 3-го Белорусского фронта, штаб которой располагался на станции Седле возле г. Бреста.

16 апреля 1945 года разведывательный взвод лейтенанта Кошкарбаева с плацдарма на западном берегу реки Одер штурмом прорвал вражескую оборону в районе Гроенойндорфа и на следующий день вышел к каналу Фридландерштром. Используя исключительно выгодный рубеж для обороны, противник пытался приостановить продвижение советских частей. Взводу Кошкарбаева было приказано на подручных средствах преодолеть водную преграду, захватить плацдарм на западном берегу канала и способствовать переправе основных сил полка. Прикрываясь огнем орудий прямой наводки, взвод под командованием Кошкарбаева достиг противоположного берега канала и стремительным броском ворвался в немецкую траншею. В траншейном бою и рукопашной схватке взвод истребил более 40 немецких солдат, захватил 3 крупнокалиберных пулемета и из трофейного оружия открыл интенсивный огонь по огневым точкам врага. Благодаря этому переправились еще несколько наших штурмовых групп.

В бою 29 апреля взвод Кошкарбаева, ломая ожесточенное сопротивление врага, в числе первых форсировал реку Шпрее. За дни боев, проведенных от Одера до Рейхстага, истребил более 200 немецких солдат и офицеров, захватил 184 пленных, 14 полевых орудий вместе с расчетами, 27 крупнокалиберных пулеметов и много другого вооружения.

Год назад республиканская газета «Караван» писала: «30 апреля 1945 года над рейхстагом было водружено Знамя Победы. Долгое время считалось, что это сделали 1 мая военнослужащие Красной армии Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Однако только спустя 60 лет казахстанский историк Болат Асанов добился восстановления исторической справедливости, обратившись с письмом к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами России Владимиру Путину о водружении над рейхстагом Боевого знамени казахстанцем Рахимжаном Кошкарбаевым. Институт военной истории Министерства обороны РФ официально подтвердил данный факт».

Согласно журналу боевых действий 150-й стрелковой дивизии в 14 часов 25 минут 30 апреля 1945 года лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов «по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг». Это подтверждает в своей книге «Мы штурмовали рейхстаг» бывший командир огневого взвода артиллерии 469-го стрелкового полка Герой Советского Союза Иван Клочков. А из корреспонденции «Они подняли стяг победы», опубликованной в дивизионной газете «Воин Родины» военкором, старшим лейтенантом Василием Субботиным следует: «Лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева знали как самого храброго человека. Вот почему капитан Давыдов вызвал к себе в подвал именно его. Давыдов протянул Кошкарбаеву знамя. Это был кусок алой материи — символ чаяний и стремлений, символ пролитой крови тех, кто пробивался к Берлину. «Водрузи его над зданием рейхстага! — сказал офицер…». Логическим продолжением служат воспоминания самого Кошкарбаева, изложенные в его книге:

— Комбат Давыдов в «доме Гиммлера» подвел меня к окну и говорит: «Видишь рейхстаг? Подбери нужных людей, будешь водружать флаг». И передал мне темный, довольно тяжелый сверток — флаг, завернутый в черную бумагу. С группой разведчиков я выскочил из окна. Вскоре нам пришлось всем залечь. Начался сильный огонь. Возле меня остался один боец. Это был Григорий Булатов. Он все спрашивал: «Что мы будем делать, товарищ лейтенант?» Мы лежали с ним возле рва, заполненного водой. «Давай поставим свои фамилии на флаге», — предложил я ему. И мы химическим карандашом, который у меня оказался в кармане, тут же, лежа под мостиком, написали: «674 полк, 1 б-н». И вывели свои имена: «Л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов».

Мы тут пролежали до темноты. Потом началась артподготовка, и с первыми же ее выстрелами мы подбежали к рейхстагу, его подъезду. Я поднял Булатова, придерживая его за ноги, и тут, на высоте второго этажа, установили флаг».

— Немцы тогда еще сидели в подвалах и чердачных помещениях рейхстага. Их еще предстояло выбить оттуда, — позже делился фронтовой товарищ Р. Кошкарбаева Жанша Жанаев. — И когда Рахимжан с Григорием установили флаг, наши войска, которые находились на подступах и не могли пробиться, хлынули с криком «Ура!». Вот тогда уже стало ясно: рейхстаг пал, Берлин взят!».

За совершенный подвиг командование полка 6 мая 1945 года представило лейтенанта Кошкарбаева и красноармейца Булатова к званию Героя Советского Союза. Наградные листы были подписаны и направлены по инстанции. Но высочайшая награда им командующим фронтом была заменена орденом Красного Знамени. Среди других — орден «Отечественной войны» I степени, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

Кстати, очевидец подвига, писатель-фронтовик Василий Субботин не мог смириться с переписыванием истории и боролся за правду и своих боевых товарищей Рахимжана и Григория до самой смерти. А военный корреспондент газеты «Правда» Борис Горбатов 18 декабря 1948 года в «Литературной газете» писал: «В самом деле, пора уже перестать сравнивать воинов нашей армии с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический настрой, иные образы, иная поэзия».

После войны Рахимжан Кошкарбаев трудился на партийно-хозяйственной работе в Акмолинской области. Затем в аппарате Министерства коммунального хозяйства Казахской ССР и около 20 лет директором гостиницы «Алма-Ата». Неоднократно избирался депутатом Советского районного совета и г. Алма-Аты. Написал две книги «Жеңіс Жалауы» и «Штурм». По словам его дочери, Алии Рахимжановны, несправедливость не сломила нашего славного земляка в силу его истинного патриотизма, скромности и любви к жизни. Он был хорошим отцом, мужем, другом. Обладал большим интеллектом, красиво пел, играл на домбре и мандолине.

Умер в 1988 году в г. Алма-Ате. Именем Рахимжана Кошкарбаева названы улицы в селах Караоткель, Тайтобе, Коянды, Оразак, Кажымукан Акмолинской области, а также во многих городах республики. О нем сняты документальные фильмы в 1 965, 1980 и 2005 годах. Написана книга «Забытые герои» Бериком Абдыгалиулы. В 2016 году в столице установлен 11-метровый монумент, состоящий из постамента и бронзовой фигуры Народного Героя со Знаменем Победы в руках. В Московском музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, панораме «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» есть их восковые фигуры. Казахстанцы надеются, что в год 75-летия Великой Победы в их числе появится и фигура первопроходца Рахимжана Кошкарбаева.

Марат НУРСЕИТОВ,
по материалам областного госархива и ЦГА МО РФ.

Читайте также