Из зала суда
48 лет. Образование — среднее специальное, состоит в гражданском браке, неработающий. Проживает в Нур-Султане.
Вот, собственно, и вся информация о гражданине Т. на момент начала судебного процесса. На какие средства жил до того, как стал мошенником, особой роли, видимо, не играет. Ранее судимостей у него не было.
Но в июне 2018 года он «с целью материального обогащения, с преступным умыслом, направленным на совершение мошенничества с целью хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием пользователей мобильного интернета, разработал преступный план своих мошеннических действий с использованием мессенджера «WhatsApp».
В г. Акколе находит злоупотребляющую спиртными напитками К., отдает ей 10 000 тенге, по ее удостоверению личности оформляет банковскую карту. Создает в мессенджере «WhatsApp» группу под названием «Виктория», указывает в чате вымышленные данные учредителя проекта по фамилии Гончаров В. и реальные данные банковской карточки К. Себе отвел роль администратора, назвавшись Муратом. Указал номер мобильного телефона, на который позже и приходили фотографии чеков, подтверждающих перечисление вкладов.
Дальше — рассылки: приглашение вступить в группу, вложить денежные средства «с гарантией» немалого вознаграждения. Откуда средства для этого? Уверял, что все получаемые деньги вкладывает в выгодные инвестиционные проекты. Без подробностей. Их никто и не требовал.
И… люди поверили. Особо привлекательной выглядела схема прибыли, разбитая на три этапа. При переводе 3000 тенге в качестве «подушки безопасности» обещанная норма прибыли была таковой, что воротилы финансового рынка могли бы позавидовать. К примеру: I этап — 10 дней: 10 000 тенге вкладываешь, получаешь — 15 000, II этап — 20 дней: 33 000 тенге вкладываешь, получаешь — 41 000, 50 000 — 70 000… III этап — 90 дней: 100000 — 180000, 1 500000-2500000…
Первые переводы — первые показательные выплаты. «Вначале наблюдала за группой, потом сама сделала первый взнос. Начисленную прибыль снимать с карточки не стала, вложила вновь». Примерно так объясняли свои действия пострадавшие. В протоколе судебного заседания речь о каждом потерпевшем идет индивидуально, суммы они вкладывали различные. Взялась было подсчитывать их количество и количество перечисленных денег, но сбилась… Пострадавших многие десятки, а денег перечислили миллионы…
Обороты росли, одной банковской карточки становилось недостаточно, и в январе 2019 года Т. подыскал все в том же Акколе Я. Она так же, как и К., спиртными напитками злоупотребляла, была «лицом без определенного места жительства». Отдает ей 10000 тенге, оформляет банковскую карточку на ее имя.
Поступаемые на карточки деньги тратил по своему усмотрению. Ожидаемую вкладчиками прибыль перечислять, естественно, прекратил. Звонившим обеспокоенным людям излагал разные версии «Бухгалтер заболела. Умерла. Хоронит скоропостижно скончавшуюся дочь. Как только…». Но это «как только» так и не наступало. А потом кто-то выложил фотографию К., на чье имя деньги перечислялись. Видимо, очень красноречивую.
И посыпались заявления в правоохранительные органы: «Обманули, пострадали, верните наши деньги, накажите мошенника».
А тут до Т. доходит информация, что К., периодически говорит собутыльникам: «Если он не будет отдавать мне 10000 в месяц, то я его «заложу». Он приезжает в Акколь, усаживает К. в свой автомобиль, покупает бутылку водки, она тут же ее и выпивает. Потом принимается за вторую… На окраине поселка Бозайгыр он ее оставляет. Там окоченевший труп и находят через некоторое время.
Версия Т.: по ее просьбе вез К. в Нур-Султан к дочери (на суде дочь говорила, что мать не знала ее адреса и ехать к ней не могла). В Бозайгыре она якобы сказала, что дальше не поедет, переночует у знакомых. По словам дочери, таковых у матери в этом поселке никогда не было. В районе карьера он ее и оставил, утверждал, что К. пошла в сторону жилых домов. Но, если и так, то шла она очень недолго. Пьяная женщина скончалась от общего переохлаждения.
Так что судили его и за «мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием пользователя информационной системы, совершенное неоднократно…».
И за «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению вследствие иного беспомощного состояния, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу или был обязан заботиться об этом лице, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, повлекшее по неосторожности смерть лица, оставленного без помощи».
Т. проведет в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности шесть лет. Нанесенный ущерб потерпевшим, как и моральный вред дочери К., должен возместить. Когда и каким образом он сможет вернуть многомиллионные суммы? Вопрос, видимо, можно отнести к числу риторических.
Спрос рождает предложение. Это универсальный закон рынка. Предложение «легких» денег поступало от Т. Но почему так велик спрос? Ведь «уж сколько раз твердили миру…».
Нина МИТЧИНОВА.