Чтобы потерпевших было меньше

«Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству».
(Из Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана).

О том, в какой мере изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК, начавшие действовать с 11 января этого года, содействуют реализации поручения Президента страны, мы беседуем с судьями областного суда Алтын Шоинбековой и Раджабом Даминовым.

Алтын Ергалиевна, пожалуйста, разъясните новеллы Кодекса об административных правонарушениях.

—  Прежде всего, хочу подчеркнуть, что они ужесточают ответственность за правонарушения против личности, жизни и здоровья людей.

Так, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения усилена административная ответственность. Теперь санкция данной статьи вместо трех лет лишения права управления транспортным средством заменена на административный арест сроком на 15 суток и лишение права управления транспортным средством на срок семь лет. При повторности совершения правонарушения после истечения вышеуказанного взыскания налагается арест сроком на 20 суток и лишение права управления на срок 9 лет.

Усилена ответственность за управление транспортным средством без документов. Ранее данная статья предусматривала ответственность в виде предупреждения или штрафа, теперь установлена ответственность не только в виде штрафа, но и ареста до 15 суток.

За отказ от медицинского освидетельствования теперь предусмотрен арест и лишение прав от семи до девяти лет в зависимости от диспозиции статьи и части.

Хочу обратить внимание на особые требования, которые предъявляются к поведению лиц, совершивших административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений. В полном объеме или раздельно на срок от 3 месяцев до 1 года им запрещено: вопреки воле потерпевшего разыскивать его, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами. Причем включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.

Кроме этого, им запрещено приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное оружие и другие виды оружия, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества…

Избежать административной ответственности в связи с примирением сторон смогут лишь лица, впервые совершившие административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и загладившие причиненный вред. При повторном правонарушении примирение не предусмотрено.

—  Чем вызвано серьезное ужесточение наказания за нарушение тишины?

— Это также направлено на защиту конституционных прав граждан, в том числе на отдых.

Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, — влечет штраф на физических лиц в размере пяти МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати (в прежней редакции — 10), на субъектов среднего предпринимательства в размере тридцати (было — 15), на субъектов крупного предпринимательстваста — 100 (было — 50). То же самое действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания наказывается еще более крупными штрафами.

Почему же штрафы за допуск к работе лица без заключения трудового договора напротив снижены?

— Очевидно, эта мера направлена на защиту и поддержку малого и среднего бизнеса. Теперь допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства — в размере 80 МРП. В прежней редакции — 100.

Но теперь некоммерческие организации тоже будут нести ответственность за необеспечение расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью. За необеспечение расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан предусмотрен штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 35 МРП. Если подобные действия будут совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания, то придется уплатить штраф в размере 70 МРП.

С чем связано, что некоторые статьи переданы уполномоченным органам?

— Очевидно это сделано для того, чтобы ускорить рассмотрение таких дел и повысить статус и ответственность этих органов. Так, из подведомственности суда в компетенцию ОВД введена новая статья 434-2 КоАП, предусматривающая ответственность за загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах.

Ранее диспозиция данной статьи охватывалась статьей 434 КоАП как совершение мелкого хулиганства.

Защите прав граждан способствуют и внесенные изменения, согласно которым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о незамедлительном рассмотрении дела в суде и немедленном вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

Таким образом, при наложении судом штрафа и наличия данных ходатайств, постановление суда вступает немедленно, поэтому, допустим, в случае нарушения водителями транспортных средств ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества, потерпевший имеет возможность обратиться в страховую компанию уже в тот же день, получив постановление суда на руки.

—  Раджаб Адгамович, расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесенных в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

— Сразу хочу подчеркнуть, что все они усиливают ответственность за совершение ряда преступлений. А значит, на то, чтобы уменьшилось количество пострадавших от них.

Если ранее по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести виновное лицо имело возможность примириться с потерпевшим, загладив ему вред, и тем самым избежать уголовной ответственности неограниченное количество раз, то с момента введения в действие нового закона повторное прекращение дела по данному основанию в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности недопустимо.

Обращаем внимание на усиление ответственности за преступления против личности, особенно, в отношении несовершеннолетних.

В частности, статья 99 Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за умышленное убийство, дополнена частью третьей — убийство малолетнего лица, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества.

К тяжким преступлениям теперь отнесены составы преступлений изнасилования и насильственных действий сексуального характера без квалифицирующих признаков. Раньше за указанные преступления предусматривалось наказание от 3 до 5 лет лишения свободы, по новому закону их совершение влечет наказание от 5 до 8 лет.

Соответственно, перевод простых составов изнасилования и насильственных действий сексуального характера в категорию тяжких преступлений полностью исключает возможность примирения с потерпевшими и прекращение дела на любой стадии, соответственно, по всем делам окончательное решение будет принимать суд, и, в случае доказанности вины подсудимого, завершаться обвинительным приговором.

Наказание за совершение этих же деяний в отношении двух и более несовершеннолетних лиц, либо повлекших по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), предусматривает лишение свободы от 17 до 20 лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо пожизненное лишение свободы.

Необходимо отметить, что законодатель исключил признак заведомости при совершении половых преступлений против несовершеннолетних, то есть по новому закону не требуется доказывать, что виновное лицо достоверно знало о несовершеннолетнем либо малолетнем возрасте потерпевшего или потерпевшей. За половое насилие над малолетним, не достигшим 14 лет, назначается наказание в виде 20 лет либо пожизненного лишения свободы.

Также законом введена ответственность за недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном тяжком преступлении против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица и за фальсификацию доказательств по уголовному делу о таком преступлении.

Усилена также ответственность за понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера.

Беседовала Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также