«Символический капитал» Золотой Орды

24 августа 2019 года Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на Международном туристском форуме «Улытау-2019», реанимировал старую идею и озвучил необходимость празднования юбилея Золотой Орды. В заявлении Президента заметно желание с помощью мощного «символического капитала» Золотой Орды увеличить туристический потенциал Казахстана. При этом основатель Золотой Орды Джучи, чья могила находится в Улытау, может позиционироваться так же как Чингисхан в Монголии, нашим «туристическим брендом».

Для того чтобы понять важность тезиса Главы государства Касым-Жомарта Токаева, необходимо вспомнить, какое место занимал «золото-ордынский концепт» в национальной истории Казахстана. Кому как не Казахстану быть хранителем памяти о нем? Упор именно на культурную составляющую беспроигрышен. Культура по природе своей межнациональна.

Обращение к наследию Золотой Орды немало дает и во внешней политике. Как ни крути, а это государство было частью огромной империи, в которую входили и Китай, и Россия. Общая история — хорошая основа для общего будущего.

Когда-то Великая степь была знаменитым Шелковым путем, связывавшим Евразию в одно целое. Есть о чем вспомнить не только историкам.

В чем же состоит роль Золотой Орды? Прежде всего, Казахское ханство, 550-летие которого мы отметили в 2015 году, не образовалось на пустом месте, а вышло из единой «матрицы» Золотой Орды вместе с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой.

Жанибек и Керей, основатели Казахского ханства, а также все последующие его правители, вплоть до последнего хана Кенесары, принадлежали к Урусидской ветви династии Чингизидов. По мнению ряда ведущих специалистов, этногенез казахского народа в основном состоялся как раз в золотоордынский период, и на момент распада Орды недоставало только современного названия «қазақ», которое появилось позже, в связи с рядом политических обстоятельств. Однако уже тогда существовал практически единый кочевой народ Дешт-и-Кипчака, от которого напрямую происходят современные казахи, ногайцы и каракалпаки — три этноса, во всех отношениях чрезвычайно близкие друг другу. Волжские и крымские татары, башкиры также по праву считают себя наследниками Золотой Орды. Шокан Уалиханов писал: «По преданиям своим киргизы почитают себя потомками татар Золотой Орды».

Во многих первоисточниках и казахском народном фольклоре есть огромное количество свидетельств о том, что казахи являются одними из наследников такого государства, как Золотая Орда. К примеру, автор начала XVI века Ибн Рузбихани писал: «Казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингисхан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». (Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя»).

Первый собственно казахский историк, как известно, Кадыргали Жалаири. Его книга «Жамигат-таварих» — первый казахский исторический труд, это очень золотоордынская книга по содержанию: она показывает прямую связь Казахского ханства и Золотой Орды, дает внутренний взгляд на ее историю.

Ярко отразилось влияние Золотой Орды на духовной культуре Казахстана — именно от Орды, от ханов Берке и Узбека мы унаследовали наш традиционный ханафитский мазхаб суннизма, с его рациональным подходом и толерантностью.

На территории Казахстана имеется огромное количество письменных источников и культурных памятников, связанных с Золотой Ордой. Например, историкам хорошо известно, что Казахстан является своего рода «чемпионом» в Центральной Азии по количеству эпиграфических памятников (надгробных надписей) золотоордынской эпохи. Отдельно стоит упомянуть мавзолей Жошы-хана в Улытау. Так «случайно», но весьма символически получилось, что он находится в самом географическом центре Казахстана. Кроме того, в Атырауской области находится городище Сарайшык — одна из столиц Золотой Орды, где были похоронены ордынские ханы Тохта и Азь Жанибек, а позже — казахские ханы Жанибек и Касым. Это, кстати, тоже весьма символично. И сам город Атырау местные жители еще в советское время называли не Гурьев, а Уйшик. Так назывался древний золотоордынский город неподалеку, из кирпичей которого яицкие казаки потом построили Гурьев. Что еще?.. Например, название национальной валюты Казахстана — «тенге» происходит от названия золотоордынской валюты «данг». Кстати, от него же происходит и русское «деньги».

Но если все настолько очевидно, если ордынское наследие на самом деле повсюду и рядом с нами, почему же тогда казахстанское общество так мало осведомлено об этом? Причина предельно проста. Она датируется 1944 годом, когда в СССР было официально запрещено исследование Золотой Орды, началась большая волна осуждения ученых, изучавших Золотую Орду. Целый ряд видных казахских историков в тот период подвергся преследованиям, например, Алькей Маргулан и Каныш Сатпаев. Тоже самое происходило в Татарстане. В академической истории Казахстана была прописана концепция, согласно которой Казахское ханство не являлось наследником Золотой Орды. Хотя все дореволюционные российские историки признавали тот факт, что Казахское ханство было одним из «правопреемников» Золотой Орды по многим параметрам. Но все знание о подлинной роли Золотой Орды в истории Казахстана оставалось достоянием узкого круга специалистов.

Интуитивно многие казахские интеллектуалы осознавали происхождение казахов от Золотой Орды. Это понимали и потомки правящей династии — чингизиды. К примеру, Адиль-султан, сын Абылай-хана, еще в XIX веке дипломатично «просил прощения» за своего предка, золотоордынского хана Токтамыша, у кокандского правителя. Шокан Уалиханов и Каныш Сатпаев исследовали эпос Едиге, который согласно советской научной традиции вообще не относился к казахам. Тогда же был объявлен реакционным и запрещен золотоордынский историко-героический эпос «Едиге», общий для казахов, ногайцев, каракалпаков, татар и башкир. А классик казахской литературы Ильяс Есенберлин написал трилогию «Золотая Орда» («Алтын Орда»), повествующую об истоках казахской нации. Благо, художественная литература тех лет на казахском языке   не   была   под   особым   идеологическим прессом.

Мировая наука приняла доводы казахстанских историков. «Казахи являются преемниками Золотой Орды», — твердо заявил, выступая перед собравшимися многочисленными отечественными и зарубежными историками в Упытау, Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Золотая Орда — общемировой страновой бренд, с его многовековой славной историей, сегодня вновь, подобно птице Феникс, восстала из пепла, явив изумленному человечеству обновленную державу казахов, поддерживающую отношения дружбы и мира со всеми своими дальними и ближними зарубежными партнерами.

Обращение к Золотой Орде в качестве «истока» и «колыбели» казахстанской государственности может раз и навсегда, причем легко и естественно, решить указанную проблему, «удревняя» общую историю всех казахстанцев как минимум до средневекового периода.

Золотая Орда была полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством, широко известным своей политикой толерантности по отношению к различным этносам и религиям. При желании здесь вполне можно (и нужно!) усмотреть своего рода исторический прототип нашей казахстанской модели толерантности.

Канат БАЗАРОВ,
к. и. н., доцент КГУ им. Ш. Уалиханова.

Читайте также