Еще идут… каретные часы

К 100-летию областного историко-краеведческого музея
Сабыр Шарипов — революционер, большевик, крупный организатор и талантливый писатель оставил яркий след в истории Акмолинского края.

В 1965 году дочь писателя Фарида Сабировна Равская-Шарипова посетила Кокшетау и передала в дар областному историко-краеведческому музею личные вещи отца. Каждый из двадцати четырех предметов свидетельствует об определенном периоде жизни нашего знатного земляка.

Каретные часы с будильником марки «HAU», изготовленные в конце XIX — начале XX вв., купленные им в Иране. В 1932 году Сабыра Шарипова назначили генеральным директором советско-иранского акционерного общества «Вебер — Хуриан Лимитед». Иранский период был насыщен активной деятельностью по налаживанию экономических связей между странами, творческой работой. В это время выходят циклы очерков: «Рузи Иран», «Путешествие по Ирану» и роман «Ляйля».

Каретные часы выполняли функцию дорожных часов для путешественников, отсюда и пошло название. Их подвешивали именно в каретах, они считались самыми надежными и точными. Создателем дорожных часов является парижский часовой мастер Жан Либур, впервые они появились в 1451 году.

Хранящиеся в музее каретные механические часы с будильником марки «HAU» выполнены в корпусе из белого металла, циферблат пожелтевший, круглый, с арабскими цифрами, с одной стрелкой, в верхней части имеется фигурная ручка. В каретных часах обязательно имелась сверху ручка, за которую их можно было нести или подвешивать в транспорте.

К механизмам дорожных часов изначально предъявлялись особые требования. Во-первых, они должны выдерживать постоянную вибрацию, температурные перепады, повышенную влажность, не пропускать пыль. В нижней части корпуса часов имеется колокольчик для звона. Звуковой сигнал для старинных дорожных часов был важным условием получения в пути сведений о времени. Часы должны были звучать очень громко и четко, оповещая пассажиров о текущем времени ночью в полной темноте. Поэтому, совершенствуя часы для путешественника, мастера, прежде всего, заботились о развитии системы боя и усилении его громкости.

На циферблате часов имеется логотип — две перекрещенные стрелы — клеймо фабрики «HAU» (Hamburg Amerikanische Uhrenfabrik). Фабрика «HAU» была основана в 1876 году в Шварцвальде (Германия) Паулем Ландурбергером и Филлипом Лангом. Изначально она так и называлась — «Landenberger & LangUhrenfabrik». В1883 году ее переименовывают в «HAU» (Hamburg Amerikanische Uhrenfabrik), это было связано с работой по американским технологиям.

В 1892 году фирмой была зарегистрирована их известнейшая в дальнейшем торговая марка — две перекрещенные стрелы. Уже вовсю шел выпуск часов различных модификаций: настольных, настенных, напольных… Изделия фабрики экспортировались во множество стран, но основными рынками, помимо Германии, были Англия и Северная Америка.

В мае 1927 года компании «Jungans», «HAU» и «Gustav Becker» из-за мирового экономического кризиса объявляют о своем слиянии. В 1935 году Эрвин Юнганс (совладелец фирмы «Jungans») обращается к совету директоров фирмы с утверждением, что структура продаж фабрики должна быть пересмотрена, и только одна торговая марка должна присутствовать на рынке («Jungans»). Решение было принято и от старых марок отказались. Формально на этом закончилась история «HAU» и «Gustav Becker». Марка «две стрелы» после этого продолжала использоваться до конца 1930-х гг. За свою 55-летнюю историю компания «HAU» произвела колоссальное количество часов, фирма заняла достойное место в истории мирового часостроения.

Каретные часы окончательно вышли из употребления в 1930-х гг., их стали использовать как настольные, в качестве будильника, а также часы стали предметом коллекционирования и изящным предметом интерьера.

Дочь Сабыра Шарипова Фарида жила в Москве, хлопотала о восстановлении доброго имени отца, пострадавшего в годы сталинских репрессий. Она сумела добиться встречи с первым секретарем компартии Казахстана Динмухамедом Кунаевым и, благодаря его поддержке, Сабыр Шарипов в 1958 г. был реабилитирован.

Занималась переизданием собраний его сочинений на казахском языке, вела переписку с И.Салаховым, где делилась воспоминаниями об отце. Переданные ею каретные часы представлены в экспозиции музея в зале «История Акмолинской области XX в.» в витрине, посвященной борцам за установление Советской власти в Акмолинском уезде.

Айнаш САДВОКАСОВА,
младший научный сотрудник отдела истории АОИКМ.

Читайте также