Голосовали за будущее страны

Размышления по поводу
Первое декабря 1991 года навсегда вошло в историю Казахстана не только как день избрания Первого Президента страны.

28 лет назад на всенародных выборах мы отдали свои голоса за Нурсултана Абишевича Назарбаева, а тем самым — за новый для страны институт президентства, президентскую республику… За наш казахстанский путь к демократии — эволюционный, поступательный, без войн и потрясений.

Это сейчас, по прошествии без малого 30 лет, становится очевидным, что этот выбор был единственно верным. Причем стало очевидным для всех — различных политических сил внутри страны, за ее пределами. Проблемы некоторых постсоветских стран, желающих в кратчайшие сроки создать демократию по западному образцу, способствовали пониманию этого.

А тогда… Все было очень непросто. Должность Президента была утверждена 24 апреля 1990 года Верховным Советом Казахской ССР. Им же Главой государства был избран Нурсултан Назарбаев.

В последние годы существования СССР события развивались стремительно. Августовский путч 1991 года, а там и известное соглашение, подписанное в Беловежской пуще. Но 8-го декабря официальное объявление о создании Союза независимых государств (то есть роспуске, исчезновении… СССР) мы встречали уже с Президентом, избранным за неделю до этого эпохального события. За кандидата Нурсултана Назарбаева были отданы 98,7% голосов, а явка избирателей на те первые всенародные выборы Президента составила 88,2%.

Инаугурация состоялась 10 декабря 1991 года. За несколько часов до ее начала Верховный Совет республики переименовал Казахскую ССР в Республику Казахстан. Таким образом, Нурсултан Назарбаев принял присягу уже как Президент Республики Казахстан.

Столь высокая явка и практически единодушный выбор казахстанцев у кого-то из зарубежных экспертов вызывали удивление, у кого-то недоверие. Но мы-то знали, что не прийти на избирательные участки в те дни, решающие будущее страны, мы не могли. Как не могли не проголосовать за человека, которого хорошо знали и которому доверяли. Знали по его рабочему прошлому, по принципиальной позиции в оценке декабрьских событий 1986 года, по выступлениям на съезде Народных депутатов СССР, знали о его высоком авторитете среди политиков стран постсоветского пространства.

Проголосовав за Нурсултана Назарбаева, мы тем самым выразили свое мнение о том, какой должна быть суверенная республика — президентской или парламентской. Наверное, далеко не все вникали тогда в споры между политиками, политологами по этому поводу. Но на уровне здравого смысла, который казахстанцам никогда не изменял, понимали, что в эти сложные и судьбоносные дни нам нужен человек, умеющий принимать оптимальные решения, не боящийся брать ответственность на себя, имеющий четкое видение будущего страны, знающий, как этого достичь. Понимали мы и то, что этот человек должен обладать полномочиями, которые возможны только в президентской республике.

Понимали и то, что президентская республика — это символ объединения нашего полиэтничного государства. Сепаратизма, чреватого межэтническими конфликтами, боялись все здравомыслящие казахстанцы, независимо от национальности. Чтобы избежать этой опасности, нужна сильная централизованная власть.

И это вовсе не «ностальгия по сильной руке» и не отрицание демократических принципов — это взвешенное и обдуманное решение казахстанцев, понимание того, что в сложнейший период власть должен олицетворять человек решительный и смелый.

И ведь уровень демократии измеряется правами и свободами не декларируемыми, а «работающими», то есть имеющими материальную базу для реализации. Поэтому и голосовали за человека, который в первые дни исполнения своих президентских обязанностей сформулировал принцип «Вначале экономика — потом политика». И верен ему все эти годы. Да и нет противоречия между президентской республикой и демократией. США — одно из многих тому подтверждений.

Через четыре года это видение казахстанцев воплотилось в Конституции РК: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления».

За четверть века после принятия Основного Закона страны многое изменилось. Произошло значительное перераспределение полномочий, существенная их часть перешла казахстанскому двухпалатному Парламенту. Главой государства после добровольного сложения полномочий Нурсултаном Назарбаевым стал Касым-Жомарт Токаев. В одном из первых своих выступлений он выразил убеждение в том, что «Казахстан должен оставаться государством с президентской формой правления».

Лучшим критерием истины, как известно, является практика. Это верно и для исторических процессов. А она показала, что Первого декабря 1991 года Казахстанцы, проголосовав за мирное, стабильное, процветающее государство, олицетворением которого стал Первый Президент Казахстана, не ошиблись.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также