Не перестать быть Человеком

Премьера
Премьерную постановку драмы-антиутопии «Ғасырдан да ұзақ күн. Мәнгурт» по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» представили актеры Казахского музыкально- драматического театра в минувшую среду. Добавим, что перевел произведение в свое время Шерхан Муртаза, сценическая версия подготовлена выдающимся режиссером, народным артистом СССР, лауреатом государственной премии Азербайжаном Мамбетовым.

Насколько серьезна работа, за которую взялся режиссер-постановщик спектакля Фархадбек Канафин вместе с коллегами, настолько, по его словам, она и интересна. Режиссер, ни на йоту не отступая от сюжетной канвы, лишь немного переиначил линию повествования, также сосредоточившись на главном — непростой истории судеб айтматовских героев. Он лишь перенес их жизнь в более позднее время. В жанрах минимализма и конструктивизма оформлена и сцена. По задумке художника-постановщика Ибрагима Исенова и дом, и вагон поезда, и кабинет, и рабочее место железнодорожников представляет легко передвигающаяся железная конструкция, помогающая воплотить принципы режиссерского замысла.

Сарыозекские просторы, о которых идет речь в романе Чингиза Айтматова, у режиссера Канафина превратились под влиянием радиации в голое, безжизненное пространство, где трудно выжить и человеку, и зверю. Но на одном из железнодорожных полустанков, к которому приткнулись восемь стареньких домишек, продолжают жить несколько семей. За основу сценического повествования режиссер взял похороны старого железнодорожника Казангапа. Его друг Едыге (Кайрат Мурзабулатов) работал с покойным плечом к плечу на этой крохотной станции более 30 лет и еще при жизни обещал, что похоронит Казангапа на родовом кладбище «Ана бейіт». Но не суждено Едыге исполнить последний наказ друга — путь траурной процессии к кладбищу преграждает ограждение с военной охраной. Дороги, по которой не одно поколение местных жителей везло к месту упокоения своих близких, не стало в одночасье по приказу сверху… На этот сюжет одно за другим нанизывается все остальное действо, приправленное воспоминаниями Едыге, который весь спектакль находится на сцене и рассказывает. О том, как зародилась их дружба с Казангапом, как поселился на их полустанке учитель Абуталип (Самат Шаймерденов) с женой Зарипой (Гульнур Кожанова), как приглянулась ему красивая Зарипа. А когда она вынуждена была уехать с детьми под натиском обстоятельств, он не в силах был справиться с собой, не сумел скрыть свои чувства от жены Укибалы (Галия Корабаева).

Едыге не только вспоминает, он много рассуждает. Это человек с трепетной душой, живо отзывающийся на боль и тревогу земляков, на изгибы судеб отдельного человека и целого народа. Маленький человек много и напряженно размышляет о большом — смысле человеческой жизни. Живя на забытом Богом полустанке, он напряженно думает о целом мире, каждый прожитый им день нерасторжим с веком. Раздумья Едыге о смысле жизни, истине, конечно же, основываются на вечных национальных традициях, на памяти народной, на вере. Режиссер согласно сюжету пьесы вклинивает в сегодняшние проблемы Едыге легенду о манкуртах, как грозное предупреждение современникам об опасности забвения своих корней. В осовремененном варианте легенды юноша Жоламан (Асланбек Шайсултанов) лишен памяти уже под воздействием высоких технологий, он забыл и не узнает свою мать Найман Ана (Рашида Галымова). Представлен собирательный образ современного манкурта, оторвавшегося, может быть, неосознанно, от своих истоков: истории, традиций, языка, лишенного возможности к ним вернуться. Думается, легенда — самая важная связка пьесы, которая заставляет зрителя задуматься. Ведь манкуртов немало и сегодня. Кто они? Это беспрекословные исполнители чужой воли, пренебрегающие моральными ценностями, забывшие свои корни, Родину, свой народ. В такого манкурта превратился сын Казангапа Сабитжан (блистательная работа актера Еркебулана Толеуова). Мелкий и равнодушный чиновник, взращенный системой, с самого начала противится решению Едыге везти тело отца на родовое кладбище, называя эту затею пустой, пережитком прошлого. Не слушая старого человека, он грубо и напористо настаивает на том, чтобы похоронить отца рядом с аулом, где он жил. На его фоне более человечным и мудрым выглядит   зять   Сабитжана   (Санжар Акмаганбетов). Жалкий пьянчужка, презираемый всеми, в том числе и собственной женой (Макпал Сулейменова), чуть ли не с кулаками бросается на своего чванливого и упертого родственника, пытаясь объяснить, как же он заблуждается. Но увы…

Спектакль завершается на эмоциональной ноте: «Ты манкурт! Самый настоящий манкурт!» — кричит в сердцах Едыге Сабитжану — нравственно пустому и равнодушному человеку, не помнящему, не знающему традиций, не уважающему обычаи предков, а значит, отрекшемуся от своей сути. Не зря говорят, тот, кто теряет связь с близкими людьми, со своим народом, перестает быть человеком. А ведь каждое поколение людей — звено в цепи поколений предыдущих и последующих. Нельзя, чтобы звенья этой цепи разорвались.

«Я хочу, чтобы сарыозекские метафоры моего романа напомнили еще раз трудящемуся человеку об его ответственности за судьбу нашей земли», — писал в свое время Чингиз Айтматов. То есть каждый из живущих на земле людей по своему, по-разному, но ответственен за то, что происходит на нашей планете.

Словом, в репертуаре областного Казахского музыкально- драматического театра появилась работа, пронзительно обнажающая существующие проблемы современного общества, ориентированная на серьезный разговор о важном. Понравился ли спектакль публике? Об этом говорили дружные аплодисменты зрителей до тех пор, пока опустившийся занавес не скрыл вышедших на поклон актеров.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также