Пророчество Сакена о маме сбылось

125 лет со дня рождения Сакена Сейфуллина
Люди и судьбы
Моя мама Жакиш Жолдыбаева часто рассказывала, что в детские годы, когда они жили в г. Акмолинске, много раз видела Сакена Сейфуллина, который дружил с ее старшим братом Ерденаем. Потом, став старше, она узнает, что парень, который часто бывал у них дома, — известный общественный деятель, выдающийся писатель, поэт, основоположник современной казахской литературы.

По словам матери, Сакен-агай был очень симпатичным, приятной внешности мужчиной, добрым и отзывчивым человеком, а особый, как сейчас сказали бы, шарм его внешности придавали красивые, щегольские усы. Мама, часто вспоминая, рассказывала о Сакене Сейфуллине, я, к сожалению, тогда особого значения не придавала ее словам. Она говорила, что он очень любил детей. Хорошо помнила, как Сакен-агай, частенько приходивший к ним домой, брал на руки шестилетнюю маму, сажал на колени и с отеческой заботой гладил ее по голове и повторял членам семьи: «Запомните мои слова, в будущем из этой девочки выйдет хороший партийный работник».

И надо сказать, как в воду глядел. Его пророчество сбылось. Мама, отец которой был человеком богатым по меркам не только Ерейментауского округа, но и Акмолинского края, выбрала путь служения коммунистической партии. Добровольно вступила в ряды ВЛКСМ. Работая в партийных органах, принимала активное участие в общественной жизни города. Вышла замуж за нашего отца Рахима, выходца из семьи бедняков. Судьба моего отца по своему интересна и отчасти трагична. Его отец — аульный мулла — в 1918-1919 годы подвергся гонениям. Он с восьмилетним сыном вынужден был переехать в г. Акмолинск. Там его сын получил образование. Стал учителем, устроился на работу в школу. Дальнейшая 40-летняя его деятельность тесно связана со сферой образования. Примерно в 1940 году маму назначили директором детского дома. Она не только прекрасно справлялась со своими служебными обязанностями, но и взяла на воспитание из этого учреждения восьмерых детей, среди которых были русские, немцы и казахи. Родители дали им знания и путевку в жизнь. С потомками некоторых усыновленных родителями ребят мы по сей день поддерживаем связь.

Жакиш Жолдыбаева и Рахим Наурызов.

Как вспоминала мама, в 1937 году по всей стране прошли массовые репрессии, выявлявшие «врагов народа». После ареста Сакена Сейфуллина органы НКВД заинтересовались его близким окружением. Под подозрение попадает и семья Жолдыбаевых. Члены семьи поспешно уничтожают все документы, подтверждающие их связь с «преступником». Среди уничтоженных бумаг была и та самая фотография, на которой мама сидит на коленях у Сакена Сейфуллина.

Ее старшего брата Ерденая, работавшего в то время прокурором города, снимают с должности, подвергают гонениям, дальнейшая его судьба нам до сих пор неизвестна. Младший брат Ердеш вынужден был податься в бега, перебрался в Северо-Казахстанскую область. Там, изменив фамилию, добровольцем ушел на фронт. После окончания Великой Отечественной войны он работал на благо страны, создал семью, воспитал детей.

В 1947 году родители вернулись в родные места отца, т.е. в аул Карашилик. Первое время оба не могли найти работу. С большим трудом только в 1949 году трудоустроились в колхозе «Енбек бирлик». После выхода на заслуженный отдых жили в вышеназванном родном селе.

В 1970-1980 годы мама давала интервью различным, в том числе республиканским периодическим изданиям. Помню, одно издание, прежде чем опубликовать сказанное ею, решило проверить достоверность ее слов, воспользовавшись архивными документами, которые в итоге подтвердили реальность тех событий.

Сания РАХИМКЫЗЫ,

г. Кокшетау.

Читайте также