Тернистый путь

Сакен Сейфуллин и С.Муканов, 1927 год.

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося казахского писателя, поэта, государственного и общественного деятеля Сакена Сейфуллина.

Сакен Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в Жанааркинском районе Карагандинской области. Его настоящее имя — Садуакас. Однако носить всю жизнь известный казахский писатель, поэт и общественный деятель будет имя Сакен — домашнее ласковое обращение.

В сборнике «Советские писатели» 1959 года приведены автобиографические сведения о Сакене Сейфуллине. Вот что он напишет о своих родителях в автобиографии: «Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом; он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой женщиной, хорошей рассказчицей… У нас в ауле везде и всюду можно было слышать и песни, и сказки, и эпические поэмы, чудесные легенды. Особенно в долгие ночи поздней осени и суровой зимы у очага, когда из-за холмов вихрем вьется вьюга, не обходилось без песен и музыки».

Обучение начальной грамоте Сакен прошел у аульного муллы. В возрасте 11 лет он был отправлен в школу Нильдинского (Успенского) рудника для овладения русской грамотой. Позже поэт вспоминал: «В Нильде я провел три года. Уроки я получал, с одной стороны — в школе, с другой стороны — черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им наверху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях, в домах рабочих, знал их быт. Многое слышал от них. Все это оставило во мне неизгладимые впечатления».

В 1908-1913 годах Сакен учился в Акмолинске сначала в приходской школе, а затем в двухклассном училище. С 1913 по 1916 гг. юный Сакен Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, которую нередко называли Сибирским университетом. Действительно, такие семинарии, по свидетельству академика А. Маргулана, давали своим воспитанникам «…по-настоящему крепкие знания… Можно сказать в объеме современных педагогических институтов». И окончившие ее отличались твердыми знаниями, передовыми взглядами.

Омск  той   поры, как пишет в  книге «Сакен Сейфуллин: очерк жизни и творчества» Нурболат Джуанышбеков, был центром бурных политических событий. Очень быстро будущий поэт становится одним из активных членов студенческой организации казахской революционной молодежи «Бірлік» («Единство»), часто выступает на ее тайных сходках, поддерживает связи с революционерами. Политическая деятельность поэта вскоре оказывается под пристальным наблюдением охранки.

В 1914 году выйдет в свет первый сборник стихов молодого поэта «Минувшие дни», в котором он задумывается над судьбой казахского народа, горько сетует на тяжелую жизнь бедняков и одряхлевшие патриархальные обычаи.

В 1916 году Сакен Сейфуллин окончил Омскую учительскую семинарию, проработал некоторое время в им же организованной Бугулинской школе. 9 марта 1917 года молодой поэт, полный передовых революционных взглядов, переезжает в Акмолинск. В 1917-1918 годах он принимает активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, избирается членом его президиума и комиссаром просвещения, руководит молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе его членов пишет первую революционную казахскую песню — «Марсельезу казахской молодежи».

В мае 1918 года в результате мятежа советская власть в Акмолинске была свергнута и руководители Совета, включая и С. Сейфуллина, были арестованы. Поздней осенью 1918 года в сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, откуда их в «вагонах смерти» в течение 47 суток везли в Омский концентрационный лагерь.

«…Наш поезд с грохотом шел на восток, в глубину Сибири… Дверь вагона теперь все время была плотно закрыта. Хлеб выдавали нам в два-три дня один раз, по четверти фунта в сутки на человека. Даже воды давали недостаточно. Дрова или каменный уголь приходилось брать в паровозах, стоявших на пути. Машинисты, к нашему счастью, не жалели топлива. Мы набирали его побольше и сидели все время у горячей печки. Золу рассыпали на пол. Голодные, мы сильнее жались к печке, словно питаясь ее теплом…», — будет позже писать Сейфуллин в романе «Тернистый путь».

Сакен Сейфуллин остался жив благодаря побегу в марте 1919 года. В 20-м году Сакен Сейфуллин восстанавливает свои документы и возвращается в Акмолинск.

Он ведет агитацию и пропаганду, руководит народным просвещением и печатью. В 1920 году, когда была создана Казахская Автономная Республика, Сейфуллин избирается членом Президиума ЦИКа Казахстана. В 1922 году он назначается заместителем народного комиссара просвещения республики, а на III съезде Советов — Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. В том же году его избирают членом ВЦИК.

Для писателя, которого глубоко волновали национальные проблемы, 1923 год был годом, когда он решительно встал на путь борьбы, осознав зависимость судьбы нации от судьбы языка, поняв, что без этого независимость не будет полнокровной. Его сильно обеспокоило последнее собрание XII съезда большевистской партии, состоявшееся 17-25 апреля 1923 года, на котором поднимался национальный вопрос.

Сакен стал искать пути решения столь важных для судьбы народа проблем. Он стал поднимать сложные вопросы, связанные с тем, чтобы придать казахскому языку статус государственного. Окинув взглядом ближнюю и дальнюю историю своего народа, писатель стал искать личности, деятельность которых могла бы послужить примером в этом вопросе. Сакен глубоко уважал одного из лидеров Алаша Ахмета Байтурсынова, который много усилий приложил к делу просвещения народа.

Сакен Сейфуллин утверждал, что Казахстан не будет процветать до тех пор, пока казахский язык не будет внедрен в государственные учреждения. Не подняв статус языка, нельзя поднять статус народа. 9 июня 1923 года он опубликовал статью «Кеңсе істерін қазақ тілінде жүргізу керек» («Канцелярские дела надо вести на казахском языке»). Всего он написал 9 статей, защищающих интересы языка, используя для этого газету «Еңбекші қазақ», которой он сам руководил.

Благодаря стараниям Сакена, 22 ноября 1923 года ЦИКом был принят декрет, согласно которому с июля 1924 года канцелярские дела должны были исполняться на казахском языке.

В декабре 1926-го Сакен женился, его женой стала Гульбахрам Батырбекова. В Кызылорде сыграли свадьбу. С того дня Гульбахрам стала не только любимой женой, но и другом, помощницей Сакена.

У Сакена Сейфуллина было двое детей: дочь Лаура и сын Аян. К сожалению, потомков у него не осталось, оба ребенка скончались в раннем возрасте.

С 1927 года и до самого ареста в 1937 году Сейфуллину катастрофически не хватало времени: он был ректором нескольких университетов, не бросая при этом педагогическую деятельность, занимал должность главного редактора газеты «Еңбекші қазақ» и журнала «Литературный фронт», создавал Союз писателей Казахстана, занимался научной и переводческой работой и так далее. А самое главное, все это время он не переставал писать.

Он издает сборники стихов «На волнах жизни» (1928), «Көкшетау» (1929), публикует ряд поэм «Альбатрос» (1933), «Қызыл ат» («Красный конь», 1934), пишет рассказы, повести, романы. Писатель также садится за статьи о казахской художественной литературе. В одной из них он напишет: «В казахской литературе сейчас ясно определились два направления. Одно — байское, другое — пролетарское. Среди писателей есть и неустойчивые. У них нет своего лица, мечутся из стороны в сторону. Но год от года неустойчивых становится все меньше и меньше. Они перейдут на сторону трудового класса… Потому что будущее казахской литературы принадлежит трудовому классу» (ЖЗЛ, Т. Какишев «Сакен Сейфуллин»).

Исследователи жизни и творчества писателя отмечают, что имя Сакена Сейфуллина тесно связано с Акмолинском. Однако не менее трепетно Сейфуллин относился и к Кокшетау. В своей одноименной поэме он переплетает историю и современность, с радостью смотрит в будущее, использует впитанные в детстве рассказы и романтические легенды о красавице-горе Кокшетау.

Как пишет Т. Какишев, поэт от души радовался строительству города, верил, что Бурабай станет всесоюзным курортом. Он радовался поездам, автобусам, автомобилям, заполнявшим старые караванные пути.

В марте 1931 года писатель завершил работу над первой книгой по истории казахского народного фольклора. И его потянуло к еще неиспробованным жанрам. Он взялся за написание сатирического романа «Наш быт», параллельно писал поэмы «Қызыл ат» и «Альбатрос».

12 июля 1936 года — знаменательный день в биографии писателя. Казахстан отмечал 20-летний юбилей литературной деятельности народного писателя Сакена Сейфуллина. Юбиляр едва успевал получать и читать поздравительные телеграммы.

Постановление КазЦИК буквально ошеломило писателя: «Постановление Центрального Исполнительного Комитета Казахстана в связи с 20-летием творческой деятельности Сакена Сейфуллина на литературном фронте:

  1. Присвоить имя Сакена Сейфуллина Семипалатинскому учительскому институту, казахской средней школе, станции Алма-Ата, улице Училищная в Акмолинске, улице Набережная в Кокчетаве;
  2. Присвоить имя Сакена Сейфуллина разъезду №11, откуда начинается Джезказганская ветвь Караганда-Балхашской железной дороги;
  3. Выделить легковой автомобиль в личное пользование Сейфуллина».

Минуло 20 лет. Вечер вновь был посвящен Сакену Сейфуллину, но уже его памяти. Сабит Муканов произнес тогда такие слова: «Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин преуспевал во всех жанрах, заложил их основы. Поэтому он — человек, заложивший фундамент казахской советской литературы. Но он не только основоположник этой советской литературы, а человек, который до конца своей жизни развивал все эти жанры. Сакен — отец казахской советской литературы».

В середине 30-х гг. Сакен Сейфуллин, известный общественный деятель Казахстана, поэт, писатель и педагог был в расцвете своих творческих сил. В 1936 году его как видного общественного деятеля пригласили в Москву на празднование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году он первым из казахских писателей был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Наступил 1937 год. Сакена Сейфуллина арестовали в Алма-Ате, супруга Гульбахрам с сыном Аяном вынуждена была под конвоем возвратиться в Акмолинск. Этого долгого пути не сможет вынести маленький мальчик. Писатель так и не узнает, что его сын погибнет и будет похоронен в Кокшетау. Его супруга будет долгие 10 лет находиться в неведении о судьбе своего мужа.

Гульбахрам Сейфуллина
с сыном Аяном. 1936 год.

Известно точное время гибели Сакена Сейфуллина. Он был расстрелян как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате в 1938 году 25 апреля в 16 часов 40 минут. Отца и старшего брата «врага народа» Сакена Сейфуллина постигла та же участь: в 1937 году они были арестованы и расстреляны.

Так, в один миг, оборвалась жизнь казахского писателя и поэта, новатора, просветителя, общественного деятеля. Одаренный, образованный, интеллигентный Сакен Сейфуллин выбрал себе тернистый путь…

Ehistory.kz.

Читайте также