125 лет со дня рождения Сакена Сейфуллина
Стремление к знаниям для современных молодых людей — одна из главнейших ценностей, ведь только образованная нация в дальнейшем успешно будет решать задачи социума. При этом многие из них понимают, что очень важно знать и историю своей страны, что позволяет расти духовно и умственно, совершенствовать свое мировоззрение, самим формировать историческое сознание, а значит, чувство патриотизма, сопричастности к истории Отечества.
С малолетства я избрал особый путь,
И, намеренно ветрам подставив грудь,
Поднял знамя угнетенного народа
И сумел его над степью развернуть.
Сакен СЕЙФУЛЛИН.
Сакен всегда был первым. Выражал думы и чаяния своего народа, первым в казахской литературе воспел чувства нового человека, могучую поступь новой жизни. Одним из первых восторженно встретил революцию 1917 года. Имя Сакена Сейфуллина — революционера, общественного и государственного деятеля, прозаика и поэта, основоположника казахской советской литературы — неразрывно связано с Акмолинском.
Родился он в Нельдинской волости Акмолинского уезда. Окончил Акмолинскую приходскую школу и Омскую учительскую семинарию. В Омске познакомился с русскими революционерами, вступил в члены казахской молодежной организации «Бірлік» («Единство»), что повлияло на его дальнейшую судьбу, мировоззрение, отразилось на творчестве. С падением самодержавия возвратился в Акмолинск, вошел в состав большевистской инициативной группы.
Каждый поэт пишет о том времени, в котором жил, переживал, не исключением был и Сакен Сейфуллин.
«Группа акмолинских казахов, — в апреле 1926 года писал в предисловии к своему мемуарному роману Сакен Сейфуллин, — под руководством российских большевиков приняла участие в революционном преобразовании родного края, боролась против врагов всех мастей и калибров».
Сейфуллин пишет, что в Акмолинске были созданы казахская молодежная организация «Жас казак» («Молодой казах») и казахский комитет, налажен выпуск газеты «Тіршілік» («Жизнь») на казахском языке, редактором которой стал Рахимжан Дюсембаев, а наиболее деятельными ее корреспондентами — сам Сакен Сейфуллин, а также Абдулла Асылбеков, Омарбай Донентаев и другие.
«Простые люди, жаждущие свободы и справедливости, — писал Сакен Сейфуллин, — не могли найти поддержки в новом комитете и потому шли за советами, за помощью в «Жас казак». Наша газета «Тіршілік» день ото дня становилась популярнее. Газета была органом «Жас қазақ», и потому мы смело могли критиковать деятельность казахского комитета. От случая к случаю мы давали понять своему читателю, в чьих руках сейчас находится комитет».
Первой казахской пьесой, поставленной на клубной сцене Акмолинска 1 мая 1918 года, была пьеса Сакена Сейфуллина «На пути к счастью».
При контрреволюционном перевороте в Акмолинске 3 июня 1918 года Сейфуллин был схвачен вместе с другими работниками Совдепа и посажен в тюрьму. Он испытал ужасы «вагонов смерти» атамана Анненкова и омского белогвардейского концентрационного лагеря. Он сумел бежать из лагеря, скрывался под чужим именем. После освобождения Приишимья от белых Сакен вернулся в Акмолинск. Был заместителем председателя и заведующим отделом управления Акмолинского уисполкома, членом ревкома Киркрая.
В 1920 году при его содействии и участии в уезде были открыты сельскохозяйственная школа, две технические школы, 104 школы 1-й ступени, 3 школы 2-й ступени, 6 школьных мастерских, организован ряд спектаклей и концертов, открыты центральная уездная библиотека, рабоче -крестьянский клуб имени III Интернационала.
В июне 1922 года его избирают заместителем наркома просвещения Киргизской (Казахской) АССР, а в октябре — председателем Совнаркома республики.
С. Сейфуллин участвовал в создании Союза писателей Казахстана, редактировал республиканскую литературную газету «Әдебиет майданы», партийную республиканскую газету «Еңбекші қазақ» — предшественницу газеты «Социалист Қазақстан», читал курс лекций по казахской литературе в Кызыл-Ординском институте народного просвещения. Ташкентском педагогическом институте и Казахском педагогическом институте имени Абая, составлял казахские учебники и хрестоматии, писал теоретические и критические статьи по литературе. При его непосредственном участии и содействии организованы Казахский республиканский драматический театр и Казахский республиканский театр оперы и балета. Ему первому из казахских писателей вручен был орден Трудового Красного Знамени.
Были изданы стихотворные сборники Сейфуллина «Асау тұлпар», «Домбра», «Экспресс», «На волнах жизни», пьесы «На пути к счастью» и «Красные соколы», повести «Айша» и «Землекопы», роман «Тернистый путь». Сейфуллин шел в ногу со своим временем. Об этом можно судить хотя бы по названиям таких его стихотворений и поэм, как «Вставайте, джигиты», «Новая мелодия степи», «Рабочий», «Товарищи», «Советстан», «Социалистан», «Альбатрос», «Комбайн и трактор», «На ткацкой фабрике» и многие другие.
В 1988 году в столице прошло официальное открытие музея Сакена Сейфуллина. В течение долгих лет имя С. Сейфуллина неоднократно пытались вычеркнуть из истории и памяти людей. Но казахский народ остался благодарным одному из величайших своих сынов. Сакен «вернулся» из небытия и говорит с нами благодаря своим стихотворениям и поэмам, убедительно, горячо.
Имя Сакена Сейфуллина носят улицы, учебные заведения, села и города нашей страны, село в Омской области РФ. В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Сейфуллину.
Его бюсты установлены в Алматы, Hyp-Султане, Караганде, Жезказгане и селе Киевка Карагандинской области.
«Мы можем определенно сказать, — подчеркивает Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев, — что деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и нравственному уровню».
Инна СЛЕПУХИНА,
выпускница индустриально-технического колледжа №2.
г. Степногорск.