Управляемая урбанизация и единая жилищная политика
Несмотря на снижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, данный показатель остается высоким.
Кроме того, из 78 тысяч многоквартирных домов более 18 тысяч требуют ремонта.
Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения этих средств.
Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд тенге.
Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей регионов.
Жилье, построенное до 90-х годов прошлого века, требует капитального ремонта и затрат на этот ремонт. За последние годы наблюдается значительный рост износа жилищного фонда. Дальнейшее бездействие и непринятие мер по своевременному ремонту ведет к ухудшению, быстрому износу многоквартирных жилых домов (МЖД), созданию опасных и антисанитарных условий проживания и нахождения в них жителей.
По области все МЖД до 1990 года, а это 93% домов, требуют капитального ремонта или реконструкции. В них проживают 62% населения области. Из них 44% МЖД, где проживают 29% жителей, уже сегодня требуют улучшения условий жизни.
Главной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является сохранение существующего жилого фонда посредством его эффективной эксплуатации и модернизации. ЖКХ обеспечивает содержание, эксплуатацию МЖД и коммунальные услуги. Занимая существенную часть территориальной инфраструктуры, ЖКХ формирует качество и уровень жизни населения, характеризует степень развитости общества, культуры его быта и образа жизни. В случае отсутствия благоустройства жилья, дворовых территорий, а также в случае перебоев в системах водо-, тепло, электроснабжения даже в незначительных масштабах возникают проблемы, которые могут привести к значительным социальным и политическим последствиям.
За последние годы за счет реализации государственной программы, выделения средств из местного бюджета проведены работы по капитальному ремонту 119 МЖД, восстановлено лифтовое хозяйство, отремонтированы более 100 дворовых территорий. Но этого недостаточно. Проблема не только в финансировании, но и необходимости внесения изменений в законодательные акты в сфере ЖКХ.
Управлениями энергетики и ЖКХ, местными исполнительными органами областей представлены более 100 предложений. Депутатами Мажилиса РК рассмотрен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно- коммунального хозяйства». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Сенате Парламента РК.
В законопроекте предусмотрены системы управления и содержания жилого фонда. Немаловажно то, что определено понятие о ЖКХ. Ранее на местах это понятие трактовалось везде по-разному. Статья 10-2 ЗРК «О жилищных отношениях» гласит: «Жилищно-коммунальное хозяйство-жилищный фонд, а также совокупность организаций, обеспечивающих содержание многоквартирных жилых домов и коммуникационной инфраструктуры на всем жизненном цикле, создающих безопасное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей».
Для управления и надлежащего содержания МЖД в законопроект в статью 42 Закона «О жилищных отношениях» внесены изменения в формы управления объектом кондоминиума. Это может быть объединение собственников квартир (ОСИ) или простое товарищество. ОСИ является юридическим лицом, некоммерческой организацией. В МЖД, где количество квартир не превышает 30, допускается совместное управление МЖД всеми собственниками квартир (простое товарищество) на основе договора о совместной деятельности, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством.
В статье 10-3 даны полномочия местным представительным органам по утверждению минимального размера расходов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума.
Определены меры ответственности управляющих домами за причиненный ущерб. Будет создана единая информационная система жилищного фонда и ЖКХ, которая даст возможность формировать электронные информационные ресурсы, пользоваться сведениями, представлять информационное взаимодействие между участниками ЖКХ. Для создания единого финансового оператора рассматривается вопрос аккумулирования накопительных средств собственников квартир для капитального ремонта в системе жилстройсбережений для дальнейшего кредитования банком капитального ремонта объекта кондоминиума. Рассматривается механизм финансирования ремонта за счет средств местного бюджета.
Необходимо продолжить реализацию госпрограммы модернизации МЖД за счет кредитования на возвратной основе, но уже через системы жилстройсбережений. Нужно развивать механизм реализации программы жилищных пособий, компенсации за проведенный капитальный ремонт.
Предусмотреть выделение средств из бюджета на проведение ремонта дворовых территорий, фасада и кровли многоквартирных от 2-х этажей и выше жилых домов на кредитной основе.
Реализация данных мероприятий даст возможность ежегодного планирования капитального ремонта общего имущества объектов кондоминиума, снизить количество МЖД, требующих капитального ремонта, продлить срок эксплуатации существующего жилого фонда, обеспечит надлежащий архитектурный облик населенных пунктов и достойное проживание жителей.
Болат МЕЙРАМОВ,
руководитель отдела управления энергетики и ЖКХ Акмолинской области.