Время цифровых сервисов

«Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики. Здесь предстоит большая работа. Наша задача — усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры. Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления…», — сказано в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана».

Благодаря развитию инфраструктуры и удешевлению процессов обработки, хранения и передачи данных человечество оказалось на пороге нового и самого значительного этапа цифровой революции. Нет никаких сомнений в том, что во всех отраслях придется подвергнуться цифровой трансформации. На сегодняшний день цифровые сервисы внедрились и в систему правоохранительных органов, помогая сотрудникам оперативно выполнять свою работу. В том же Послании сказано: «Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы. На первом этапе необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции».

Действующий административный кодекс написан под бумажный процесс. Но несмотря на это, уже в нем предусматривается возможность составления электронного административного протокола. Таким образом, административный процесс ведется на бумажных носителях. Составляется бумажный протокол, выносится бумажное постановление. Затем они для учета и регистрации вносятся операторами в базу данных.

На сегодняшний день на составление протоколов в бумажном виде затрачиваются большие ресурсы, как человеческие, так и финансовые. Более того, отсутствие возможности своевременного доступа к материалам административного дела как участников его производства, так и надзирающих прокуроров сохраняет риски фальсификации материалов, не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность отношений государственных органов и населения.

Переход на ведение административного производства в электронном формате минимизирует вышеуказанные риски, так как сразу на месте совершения правонарушения составляется электронный протокол, что исключает его дальнейшую корректировку и возможную фальсификацию.

Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан реализован проект «Единый реестр административных производств». Его цель — полная автоматизация административного процесса от составления протокола до оплаты штрафа и снятия ограничений. Первый этап — составление электронных протоколов сотрудниками дорожно- патрульной службы за нарушение правил дорожного движения. Инспекторы ДПС оформляют штрафы на мобильных устройствах (планшетах). Уже сейчас мы видим очевидные плюсы. Время составления сократилось с одного часа до пяти минут. Сотрудники не тратят время, чтобы вписать анкетные данные, проверить (по рации) на розыск, угон и повторность правонарушения. Достаточно внести индивидуальный идентификационный номер (ИИН), государственный регистрационный номерной знак автомобиля и система автоматически отобразит необходимые сведения. Также система проверяет лицо на предмет розыска, угона и совершение других административных правонарушений, что позволяет правильно квалифицировать его деяние. При вводе квалификации правонарушения система сама выставляет размер штрафа, предусмотренный статьей Кодекса об административных правонарушениях, в том числе и в порядке сокращенного производства.

Преимущества составления электронного протокола очевидны: экономия времени, исключены ошибки, сведения мгновенно поступают в базу данных. Правонарушителю предоставляется возможность сразу оплатить штраф, при этом сведения об оплате автоматически попадают в базу данных. Это избавляет от посещения банка для оплаты штрафа и органа, наложившего штраф, для внесения сведений в базу данных. Автоматическое погашение штрафа исключает риск направления на принудительное исполнение оплаченных административных штрафов. В целом ЕРАП делает административный процесс прозрачным, быстрым и удобным. Исключает факты фальсификации, утери, уничтожения и волокиты дел, в том числе элементы коррупции со стороны сотрудников органов внутренних дел и прозрачность государственного контроля и надзора.

Мадияр АЛИМКОЖАЕВ,
прокурор отдела УКПСиСУ ГП РК по Акмолинской области.

Читайте также