Конституция Казахстана модернизируется с учетом эволюции страны. Теперь необходимость внесения изменений в законодательную базу государства диктует всеобщая цифровизация. Об этом в Национальной академической библиотеке на заседании круглого стола «Роль Конституции в условиях трансформации государства и общества в эпоху цифровой цивилизации» говорили представители Конституционного Совета, Фонда Первого Президента, представители ряда министерств…
— На повестке дня стоят вопросы качественной модернизации общественной безопасности, здравоохранения, образования, занятости. Важной задачей определены обеспечение верховенства права, справедливого судопроизводства, формирования современной правоохранительной системы, усиление противодействия коррупции. Во всех этих процессах большую роль играет Основной Закон страны, — сказал председатель Конституционного Совета РК Кайрат Мами.
Он подчеркнул, что достижения цифровой цивилизации предоставляют большие преимущества в реализации человеческих прав, но нельзя отрицать и возможности неконструктивного использования новых технологий. А по мнению исполнительного директора Фонда Первого Президента РК — Елбасы Игоря Рогова, проблема также заключается в том, что наше законодательство традиционное и нуждается в дополнениях.
— Мы привыкли, что субъекты правоотношений это только физические, юридические лица и государство. Но уже на уровне ЕС серьезно обсуждается вопрос о признании субъектом правоотношений электронной личности. Создание искусственного интеллекта становится объективной реальностью. Но тут возникают вопросы. Кто понесет ответственность в случае, если автопилот на машине превышает скорость или совершает ДТП? На первый взгляд, в гражданском праве — владелец. Потому что машина — это техника повышенной опасности. А в Уголовном кодексе кто это? Программист, пользователь или может сам искусственный интеллект? Необходимы правовые нормы создания робототехники. В свое время американский фантаст Айзек Азимов в своей книге «3 закона робототехники» описал эти нормы. Но ведь сейчас они должны внедряться в действующее право, чтобы роботы не могли причинить вред человеку, — сказал он.
По его словам, сегодня Франция «дальше всех шагнула в направлении трансформации законодательства». Там недавно был принят закон «Цифровой республики», в котором устанавливается новое право человека — «Право на цифровую смерть».
— То есть человек биологически умирает, потом продолжает в цифровом режиме существовать, вся его информация, и где-то какие-то решения могут приниматься и прочее. И вот стереть информацию о себе — это тоже одно из прав человека, — пояснил Игорь Рогов.
— Также, по его словам, скорей всего мир столкнется с необходимостью решить вопрос правосубьектности роботов и других электронных вещей.
— Вот если взять РФ, эта страна с типичной континентально- европейской системой права. Сравнительно недавно на Дальнем Востоке РФ обсуждался в суде вопрос о наследовании криптовалюты. Но нет закона ни у нас, ни у них. Вопрос встал, суд принял решение. И теперь оно служит в качестве судебного прецедента как один из источников права для РФ. И нам, наверное, тоже надо какие-то вопросы решать, — предложил он.
И. Рогов обратил внимание, что вопрос необходимости изменений остро стоит в области Трудового права. Ведь человек теперь может работать где угодно, а не только в доме или офисе.
В Административном праве, по словам спикера, нужно предусмотреть возможность участия граждан в вопросах управления государством, которые уже влияют на принятие государственных решений через электронное правительство. «Хотя в Конституции у нас традиционно сказано, что народ представляет Президент, Парламент, референдум. Но, оказывается, появляется еще один представитель, через цифровую действительность, — добавил Игорь Рогов.
Вопросы суверенитета с учетом цифровизации носят иной характер, чем 20 лет назад, ведь в интернете нет границ. А соцсети, по мнению многих ученых, «патерналистски вертикальную организацию государства могут свести на «нет».
— Во многих смартфонах есть мессенджер Телеграм, вы помните, что суд РФ принял решение о его блокировке. И что? Государство показало свое бессилие и технически не смогло выполнить свое решение. Это ставит перед нами вызовы в конституционном и неконституционном плане. Я уже не говорю о «ядерном чемоданчике», которого, к счастью, нет в Казахстане. Но кто принимает решение о запуске ракет? Человек, уполномоченный по Конституции этой страны, или искусственный интеллект? Как реализуется воля народа? Я очень благодарен Конституционному Совету, что вы подняли эту тему, — заключил Игорь Рогов.
— Цифровизация оказывает ощутимое влияние на правовую систему Казахстана. Законом от 24 ноября 2014 года «Об информатизации» регулируются правоотношения в сфере информатизации. Это третий закон о сфере такого рода технологий в казахстанском законодательстве, — подытожил член Конституционного Совета РК Виктор Малиновский.
Нина МИТЧИНОВА,
по материалам сайта Конституционного совета.