«Установленное словами не развязать зубами»

Важнейшим этапом развития правовой культуры казахского народа явился период существования Казахского ханства, когда имел место расцвет суда биев, когда их авторитет был признан правителями Казахского ханства, а многие бии становились доверенными советниками ханов, участниками их законотворческой деятельности.

Суд казахских биев строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость, нравственная ориентация деятельности биев, доступность и публичность этого суда, владение биями ораторским искусством, как средством доказывания и обоснования судебного решения.

Важнейшими чертами казахского суда биев были также ориентированность на примирение сторон и полное возмещение виновными лицами причиненного их правонарушением материального и морального ущерба. Одна из ярких особенностей суда казахских биев состояла в его исключительной духовности: духовное содержание в деятельности биев при рассмотрении судебных споров всегда превалировало над ее иными сторонами. Ведь бии всегда старались придерживаться, прежде всего, моральных установок, сложившихся в казахском обществе. Суд биев, как суд высокой морали, оставил богатейшее духовное наследие, которое никогда не утратит своей актуальности для казахского народа.

Центральной стержневой идеей бийского правосудия выступала идея справедливости судебного процесса и всего последующего правоприменения, связанного с решением бия.

Важно отметить и публичный, устный характер бийского судопроизводства, вследствие этого суд биев никогда не носил формальный характер. «Главное достоинство суда биев, — писал Ш.Уалиханов, — заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Значение бия основано на авторитете, и звание это есть как бы патент на судебную практику. Тяжущимся киргизам предоставляется свободное право обращаться к любому из лиц, пользующихся судебным renommee, как у нас больные обращаются к медицинским авторитетам, а подсудимые — к известным адвокатам».

Конечной целью судебного решения, вынесенного бием, было примирение конфликтующих сторон. Вследствие этого задачи биев состояли в том, чтобы устранить причиненное одной из сторон зло и восстановить гармонию в жизни рода и племени. Рассматривая судебные дела, бии формировали нормы согласованного, доверительного человеческого сосуществования, поддерживая единство кочевого общества, порой раздираемого конфликтами. Именно поэтому решения биев отличались добровольностью и массовостью исполнения, потому что люди убеждались в должном характере правил поведения права предков.

Бии-судьи, играя посредническую роль на судебном процессе, должны были помнить о необходимости вынесения своего окончательного решения по делу. Причем такое решение должно было быть доказательным и убедительным, согласно бийской формуле: «Тілмен түйгенді, тіспен шеше алмас» — дословно: «Установленное словами не развязать зубами». Именно таким рассматривалось постановление суда биев.

Вынесение бием судебного решения было этапом процесса примирения сторон судебного процесса. Следовательно, вопрос о том, кто из сторон судебного процесса прав и кто виноват, не выдвигался на первое место в ходе бийского судопроизводства.

Именно в силу таких прецедентных начал казахское обычное право было средством удержания людей вместе, как единого социального сообщества, инструментом их примирения и воспринималось как процесс посредничества, способ правового общения при решении социальных споров и иных конфликтов.

Величайшее историческое значение института биев состоит в том, что в нем изначально была заложена возможность самосохранения казахского общества. По сути, своими решениями суд биев повелевал людям не забывать о том, что они являются единым целостно, неразрывно связанным воедино сообществом, что все, даже конфликтующие в споре, связаны друге другом, и не только как кровные родственники, но и как казахский народ.

Важно обратить внимание и на такой момент в деятельности биев: вынося свои ответственные и мудрые решения по самым щепетильным и конфликтным ситуациям, они помогали людям сохранять человеческое достоинство, спасать в себе, даже в самой непростой ситуации, человеческие начала. Поэтому решения биев никогда не оставались безразличными для истории казахского народа.

Люди должны хорошо знать правовую историю своего народа, чтобы передавать знания о правовом наследии последующим поколениям.

Развитие общества должно непременно основываться не только на общечеловеческих гуманитарных ценностях, но и в формах исторически свойственных казахским народу и государственности. Поэтому так важны исследования истоков казахского обычного права, ценностей и идеалов суда биев, следование ему и применение в наши дни.

Ерлан ЖАНАДИЛОВ,
председатель судебной коллегии по гражданским делам Акмолинского областного суда.

Читайте также