Он «стал неприступной скалой»

«…Я родился суровой зимой, когда русские прыгают в прорубь, в ауле Котыр-Шортан, в местности подобной раю».

Многие исследователи творчества нашего великого земляка Балуана Шолака считают, что эти стихотворные строки, в которых он рассказывает о себе, кладут конец многолетним спорам по поводу места его рождения. Не возникает сомнений в том, что «Шортан» — нынешний Шортанды. Есть тому и иные свидетельства. Документально подтверждено, что родился он в 1859-м и умер в 1918 году.

Косвенным, но значимым является то, что именно на акмолинской земле сохранились легенды, связанные с человеком, одаренным силой необыкновенной. По одной из них мать будущего батыра, ожидая его появления на свет, захотела сырого волчьего мяса. Супруг исполнил желание беременной жены, и от того у рожденного малыша были бесстрашное сердце, отвага и сила. Разнятся версии того, когда батыр лишился фаланг пальцев одной руки. По одной он отморозил их в молодости в суровые степные морозы, по другой — в раннем детстве непоседливый малыш засунул руку в домашний очаг с тлеющими углями. Не столь это важно. Но урожденный Нурмагамбет Баймырзаулы навсегда вошел в историю Великой степи под именем Балуана Шолака (Беспалый силач). Иначе как Балуаном народ, умеющий давать меткие и точные прозвища, называть его не мог.

Одаренный необыкновенной силой, он с юности не только побеждал в поединках, был ловким наездником, поднимал тяжести. Так, в 1879 году в возрасте 20 лет в Кокшетау он одержал абсолютную победу над цирковым борцом Терентием Коренем, нечаянно сломав ему ребро. Тогда же на спор с администрацией цирка он поднимает гири общим весом 51 пуд (816 кг), повесив их на шею, и выигрывает 75 рублей, поставленных на кон. В 35 лет на ярмарках удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами. Он был очень силен также в джигитовке, на всем скаку стоял на лошади, кружился в седле, без поводьев на ходу мог опуститься под брюхо коня.

Следующую победу он одержал в 1891 году в Омске, где устраивались празднества в честь приезда цесаревича Николая (будущего Николая II). Там он побеждает циркового борца Севера: «Осилив могучего Севера, я стал неприступной скалой». О поединке сохранились воспоминания акынов Акан серэ и Култума, которые также присутствовали на встрече монаршей особы и выступали с песнями.

Природа щедро одарила его не только силой и ловкостью, но и иными талантами: композитор, певец, поэт оставил богатое творческое наследие… Проникновенные песни Балуана Шолака дошли до нас благодаря Александру Затаевичу, записавшему в исполнении народных певцов несколько песен Балуана Шолака и включившего их в сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев».

В памяти народной он навсегда остался непревзойденным силачом, который никогда не использовал свой дар во зло другим, борцом за справедливость, ни разу не обидевшим слабого и неимущего. Его шутки были всегда остроумны и искрометны, он не боялся баев, открыто высмеивал их недостатки. Власти предержащие и их соратники недолюбливали Балуана Шолака, побаивались. Не раз и не два предпринимались попытки по ложным обвинениям выслать его в Сибирь, откуда не слышен был бы глас свободного певца.

Любимца народа, где бы он ни появлялся, встречали торжественно, с почетом и уважением. Борец и акын Балуан Шолак стал легендой еще при жизни.

Скульптурный памятник великому земляку вдоль трассы Щучинск-Hyp-Султан — дань благодарности потомков, свидетельство того, что историческая память — это и есть «времен связующая нить» между прошлым, настоящим, будущим, хранитель лучших черт народного характера, так востребованных сегодня.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также