Выбрать жизненный путь. Профессионально

Гостиная «АП»
Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что выбор профессии — это одно из самых сложных и важных решений в жизни. Однако вопрос, как сделать этот выбор правильно, решить еще труднее. Особенно если тебе всего 16 или 17 лет. Помочь детям справиться с этой непростой задачей — такая миссия лежит на хрупких плечах Гульжан Нургасимовой — возможно, единственного в нашем регионе консультанта по профессиональной ориентации, много лет проработавшего на этой должности в «Назарбаев Интеллектуальной школе» г.Кокшетау. Сегодня Гульжан Елтаевна — педагог с 26-летним стажем, прошедшая стажировку в Кремниевой долине (Калифорния, США), проводит занятия по профориентации для учеников и родителей общеобразовательных школ. О глубине понятия «профориентация» и принципах выбора профессии мы решили побеседовать в «Гостиной «АП».

Гульжан Елтаевна, говорят, что Вы на консультациях в общеобразовательных школах говорите с детьми о персонажах мульфильмов. Для чего?

— Да, это правда. И не только мульфильмов. Я предлагаю ребятам найти что-то общее в экранной судьбе таких героев, как Кунг-фу Панда, Карате-пацан, Валерий Харламов из фильма «Легенда №17». Вместе мы выясняем, что на пути к успеху им пришлось преодолеть много серьезных трудностей, но они справились. И кстати, не без помощи мудрых наставников. Так мы приходим к мысли, что в построении карьеры, в определении своего пути в жизни тоже необходима помощь других людей. В школе это может быть учитель, классный руководитель, школьный психолог, тренер или руководитель кружка, библиотекарь или медицинский работник школы.

Согласна с мыслью о тренерах или учителях-предметниках. Но как школьный медик поможет определиться с профессией?

— Дети тоже задают этот вопрос. На самом деле, медики тоже могут помочь, даже тем, кто не собирается становиться доктором. Дело в том, что многие профессии имеют определенные требования к физическому состоянию человека. Поэтому при выборе профессии учащийся должен знать, позволяет ли его здоровье заниматься именно этой деятельностью. А кроме этого, конечно же, выпускники обязательно должны посещать психолога, хотя бы того, который работает в их школе.

Если Вы скажете родителям, что их ребенку нужно посетить психолога, думаю, они могут обидеться…

— Случается и такое. К сожалению, у нас на постсоветском пространстве до сих пор считается, что посещать психолога стыдно или странно… На самом деле работа психолога со школьниками очень важна. Также, как и работа консультанта по профориентации. Когда я была в США, удивлялась тому, что там в каждой школе работает несколько консультантов по профориентации и команда психологов. В Южной Корее считают, что выбор профессии —это выбор жизненного пути. Там есть специальные занятия по профориентации, который ведется даже в младших классах. Сегодня и в России открываются специальные профориентационные центры, где, кстати, тоже работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — занимаются нейропсихологической диагностикой детей, помогают выявить и преодолеть причины, мешающие успешному обучению. Считаю, что это очень важно — не только для того, чтобы позже выбрать подходящую профессию, но и для того, чтобы просто быть успешным и счастливым.

Да, нюансов много… И все-таки, что самое главное в профориентации? Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор?

— Я скажу так: в первую очередь, нужно узнать как следует себя. Я детям иногда даю такой тест. Прошу их на листке бумаги написать все, что они знают о собственном телефоне. Они пишут такое… От марки, модели, до размеров штекеров, объема внутренней памяти, количества контактов и приложений. Было даже, что описали аккумулятор со всеми техническими характеристиками. Когда после этого я прошу описать себя, многие теряются. Могут назвать только внешние характеристики. Получается, свой телефон знают лучше… Конечно, изучать себя непросто.

Поэтому начинать работу по профориентации нужно с самопознания. Пройти тесты, следовать формуле выбора профессии. Это своеобразный треугольник, углы которого обозначены словами «Хочу», «Могу» и «Надо». Если все три компонента совпадут, выбор профессии будет успешным, как и построение карьеры.

—  Значит, привычное понятие о профориентации, когда выпускникам рассказывают о вузах и колледжах —это совсем не то, что нужно?

— Нет, что вы. И такая работа тоже очень важна. Закон об образовании определяет эту деятельность как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся. В современной профориентации есть несколько подходов: информационный, диагностико-консультационный, развивающий, активизирующий. Поэтому, естественно, на определенном этапе необходимо помочь ребенку определиться с местом учебы, понять, где ему будет комфортно и интересно, каких успехов он сможет добиться в вузе и сумеет ли после его окончания найти хорошую работу.

К сожалению, сегодня в нашей стране около 35% выпускников вузов не работают по специальности, а еще 40% не могут трудоустроиться в течение года после выпуска. Это данные Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», которые были обнародованы в конце 2018 года. К сожалению, они свидетельствуют о том, что наши дети поступают не на те специальности, которые востребованы обществом. Большинство ребят, даже те, кто учится в школе очень хорошо, не представляют, как знания пригодятся им в реальной жизни. Однажды со своими учениками я была на заводе по производству кирпича «ENKI». Производство там практически полностью автоматизировано. Так вот, ребята увидели в одном из помещений формулы по физике, используемые в процессе производства кирпича. Многие тогда сказали: «Ах, вот для чего они нужны…».

Как же эту ситуацию изменить?

—  Она уже меняется. Обновленное содержание образования, которое сегодня внедрено в образовательную систему страны, как раз нацелено на практическое освоение школьной программы. Дети сегодня не просто заучивают теоретический материал, но и учатся искать информацию, применять знания в жизни. Если же говорить о профориентации, уверена, положительный эффект будет достигнут, когда в каждой школе у нас появятся профессиональные консультанты. Думаю, что скоро так и будет, необходимость назрела. Не зря об этом говорит Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев. В его Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» говорится: «Уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя».

Конечно, было бы прекрасно, если бы в каждой школе учеников консультировали индивидуально. Но кто подготовит столько консультантов? Ведь такой специальности в вузах пока не существует, и Ваш подход основан, если не ошибаюсь, наличном опыте?

— Да, это правда. Надеюсь, что специальность «педагог-профориентатор» в скором времени появится в списках ведущих вузов нашей страны. Поле для деятельности, для изучения в этой сфере колоссально. Мы с Вами в этой беседе не разобрали даже верхушку «айсберга». Надеюсь, что в скором времени профориентация станет важным направлением педагогики и научных исследований. А пока — я готова поделиться опытом и наработками с коллегами.

Спасибо за интересную беседу.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также