О ком писала «Акмолинка»
Этой зарисовке в «Акмолинской правде» теперь уже больше 10 лет. Она была, кажется, последней прижизненной публикацией о выдающемся самоучке — заслуженном изобретателе СССР, заслуженном рационализаторе Казахстана Рафике Ванушевиче Гегомяне. Вырезку из газеты в отдаленном от районного и областного центров селе Бирсуат сейчас хранят как ценный экспонат из акмолинской истории, истории целинного совхоза им. Фурманова. Об одном из самых выдающихся почетных граждан Жаркаинского района местные активисты готовят экспозицию для нового историко-краеведческого музея.
Тогда, в 2008-м, именитый бригадир тракторно — полеводческой бригады корреспондентам «АП» Марине Маркевич и Елене Тепляковой с гордостью скажет: «Я — механизатор от рождения». Так и скажет готовым (без надобности в правке) заголовком для публикации собственного интервью. Образного слога он специально не подбирал — привычка к лаконичному изложению сути своих изобретений и долга по отношению к профессии. Всегда и со всеми охотно делился чертежами придуманных новинок, «хитринками» земледелия из собственного опыта. Среди многочисленных наград, которые Лидия Ефимовна Гегомян хранит в память о муже, есть еще и Почетная грамота областного совета профсоюзов — за активное участие в рабселькоровском движении. Местные газеты Рафик Ванушевич использовал для распространения своих новинок, повышающих производительность труда, экономию ГСМ и времени. Журналисты-профи могли завидовать реальной эффективности тех газетных материалов с участием рационализатора: он помощь механизаторам предлагал конкретную, поэтому печатное слово от него, примененное на практике, приобретало денежный эквивалент. «Кому что непонятно — приезжайте к нам в бригаду: разъясню, покажу на «живых примерах» — искренне приглашал рационализатор.
И ехали к нему за опытом из всех уголков страны. На новациях Гегомяна был основан республиканский семинар аграриев в его бригаде, изобретения оценивали Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев, потом — Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев, министр сельского хозяйства и аким Акмолинской области Виталий Кулагин, руководители и специалисты агропрома из шестнадцати областей…
Рафик Ванушевич опережал время. Вернее сказать, он его вперед подгонял. Расцвет изобретательского таланта бирсуатского Кулибина пришелся на 70 — 80 годы (в бытность Тургайской области). А заявил он о себе раньше, при Акмолинской области, в состав которой входил со дня своего рождения целинный совхоз им. Фурманова. Тогда в Казахстан начали поставлять мощный колесный трактор К-700 повышенной проходимости. Двигатель «Кировца» в 220 л.с, по сравнению с другими тракторами, позволял в 2,5-3 раза увеличивать производительность сельскохозяйственных работ. Но необходимые для «степного богатыря» широкозахватные орудия еще только разрабатывались в чертежах, их опытные образцы не выдерживали критики практиков. Неугомонный Гегомян ждать не стал: сам рассчитал, вычертил на бумаге вспомогательные изделия, и… сделал.
Так было и с внедрением почвозащитной технологии земледелия, разработанной в Шортандах группой ученых (сейчас это НПЦ Зернового хозяйства им. А.И.Бараева). Заводу «Целиноградсельмаш» тоже требовалось время для запуска линии по выпуску противоэрозийных орудий. Гегомян в кустарных условиях смастерил их у себя гораздо раньше и оригинальнее.
Некоторые из последующих его придумок опередили заводские поставки сельхозинвентаря на 15 и даже 25 лет. Современные инженеры не перестают удивляться оригинальным изобретениям сельского умельца. Осматривая 6- и 12-метровые жатки конструкции Гегомяна, генеральный конструктор Красноярского завода сельхозмашин В. П. Гаврилов назвал их уникальными: долговечность их эксплуатации перевалила за третий десяток лет, а до такой конструкции производительного мотовила никто, кроме него, так и не додумался. «Можете срисовать» предложил Рафик Ванушевич российскому конструктору. Эту историю рассказывал спецкор газеты «Тургайская новь» Мынайдар Мурзагужинов, удивлявшийся, почему изобретения не получали широкого распространения, подхватывали почин лишь прозорливые — такие же, как сам изобретатель. На самом деле в селах тогда процветали бесхозяйственность и равнодушие — характерное, к сожалению, явление для «социалистического периода застоя». Сподвижник конструктора Петр Павлович Андронник переехал в совхоз им. Фурманова из Молдавии. Тоже поначалу удивлялся: там пионеры из-за дужки от старой кадушки ссорились, кому она достанется на сдачу в металлолом, а тут двадцатикилограммовые болванки под ногами валяются. «Поэтому Рафик Ванушевич мне всегда казался человеком из другого измерения, — впоминает П. П. Андронник. — Я помогал ему выполнять слесарные работы. Мастерили по его чертежам где-нибудь в уголке совхозных мастерских, или под открытым небом на полевом стане, подальше от посторонних глаз: не хотелось каждому объяснять, где взял материал, кто разрешил, на что электроды потратил. И это при том, что на свалках металлолома можно было найти что угодно».
Рафик Гегомян был продолжателем уникального по сути Стахановского движения, которое сочетало в себе ударный труд с самобытным техническим творчеством, подхватываемым потом заводскими конструкторами. Сельский уникум фанфар в свою честь никогда не ждал — продолжал исследовать свалки отработавшей свой срок техники в поисках нужных металлических заготовок для новых разработок. Сконструировал разбрасыватель минеральных удобрений (600 га за 10 часов — невиданная производительность по тем временам). Грабли с шириной захвата 42 метра и тележки, реконструированные в большегрузные — позволяли сокращать сроки кормозаготовки вдвое, как минимум. Темы для изобретений ему подсказывал даже климат. Например, град с дождем положил колосья наземь, и жатка комбайна не могла их поднять. Традиционно такие поля списывали на непогоду. С помощью придуманных Гегомяном приспособлений совхоз обмолотил-таки поврежденные посевы. Сломавшийся в поле трактор тоже послужил поводом для изобретения «Приспособление для постановки ступицы коленчатого вала двигателя ЯМЗ-240»…
Нурлан Абельдинов, журналист (Астана): «Когда Рафик Ванушевич вернулся с республиканского съезда рационализаторов, я его спрашивал, как он относится к техническим разработкам, под которыми сейчас стоят совсем незнакомые подписи? Обкраденный автор ноу-хау меня шокировал: «Бога ради! Пусть используют, лишь бы польза была!». Насколько я помню, у него тогда было больше 100 рацпредложений, а запатентовал из них — единицы».
«В тяжелые 90-е годы отец сконструировал цех по производству подсолнечного масла, — вспоминает Сергей Гегомян. — Дефицитный тогда продукт помогал выживать всему селу: его по бартеру меняли на другие товары, обналичивали для выдачи просроченной зарплаты. А одним из самых последних его изобретений был комбайн с тремя жатками. Ширина захвата того богатыря была 16 метров. Мог на свал косить хоть пшеницу с ячменем, хоть суданскую траву с кукурузой».
Родившийся в селе Ацарат Норбуятского района Армении, Рафик Ванушевич Гегомян на своей исторической родине бывал часто, но всегда недолго. «Два -три дня, не больше. У него всегда были какие-то очень неотложные дела в казахстанском совхозе. Очередь из них никогда не заканчивалась», — вспоминает Л. Е. Гегомян. Приехав на Целину по комсомольской путевке, он создал молодежную тракторную бригаду, которая работала не так, как все. Рационализатор был внесен в Золотую Книгу Почета Казахской ССР, награжден орденами «Ленина», «Октябрьской революции»», «Трудового Красного Знамени» и многими другими наградами. Его считают в Бирсуате своим Народным Героем. И никто не предполагал, что сердце изобретателя однажды не выдержит кипучей нагрузки…
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Фото из альбома села Бирсуат для Жаркаинского историко-краеведческого музея.