В этом году структурным подразделением Организации Объединенных наций «ОНН-женщины» темой Международного женского дня определено «Продвижение равенства, создание технологий, инноваций ради перемен». Именно они предоставляют небывалые возможности, однако тенденции указывают на растущий гендерный разрыв и то, что женщины недостаточно представлены в сфере науки, технологий, инженерно-технических дисциплин, математики и проектирования.
Ракета по сбору космического мусора, робот-чистильщик и робот-спасатель. Такие интеллектуальные машины мечтает в будущем создать шестиклассница Сати Алесханова из г. Щучинска. К своей заветной цели она приближается день за днем, постигая особенности робототехники на занятиях кружка «Roboland» центра внешкольной учебно-воспитательной работы «Арман».
Сати была одной из первых в числе записавшихся на кружок. Привел ее сюда ее единственный друг, сосед и единомышленник в одном лице Никита. Именно с ним она с пятилетнего возраста увлеклась сбором и моделированием различных машин и зданий из конструкторов. А тут настоящие роботы! Их можно создавать своими руками, программировать на выполнение всевозможных действий.
Казалось бы, это мальчишеское увлечение, но оно захватило все внимание и мысли этой удивительной девчонки, первой книгой которой была внушительная «Советская энциклопедия». Ни куклы, ни мультфильмы, ни общение с подружками — ничто не интересует Сати. Только структурные схемы роботов, поиск новых идей и их воплощение. Многие думают, что инженерное искусство под силу только сильной половине человечества. Но Сати придерживается кардинально другого мнения. Ее любимые предметы в школе — это математика, информатика и английский язык.
— Признайся, Никита, наверное, сильнее и лучше тебя в техническом творчестве?
— Нет! — спокойно и уверенно заявляет Сати. — Мы полностью дополняем друг друга. Он вносит что-то свое в робота, я предлагаю другие идеи. И таким образом, вместе у нас получается создать улучшенную версию робота.
— Значит, научиться создавать интеллектуальные машины могут все?
— Наверное, все же нет. Но это не зависит от того, мальчик ты или девочка. Нужно родиться в творческой семье, где будут понимать и поддерживать твое хобби. Моя мама никогда не мешает мне им заниматься. Добавляет иногда денег к моим накоплениям, чтобы я могла купить себе новый конструктор. Спасибо большое ей за это. Девочкам мало кто разрешает заниматься робототехникой. Нас даже не всегда берут на занятия в такие клубы. В городе мне не раз отказывали только по одной причине: я — не мальчик.
Поэтому в «Roboland» Сати пошла с большой радостью и надеждой на новые знания. И не прогадала. Школьница признается, очень многое ей дал их педагог Талгат Закрин. Он направит, подскажет, поможет. «Наша цель — повышать интерес у детей к инженерно-техническим специальностям. И мы неделим по тендерному признаку, — говорит Талгат Мухтарович. — Наоборот, с девочками с радостью занимаемся. Сегодня, например, из 30 ребят, которые посещают занятия, их четыре».
Здесь не просто собирают и программируют роботов, но и добавляют, меняют, одним словом, подстраивают компьютерное обеспечение под свои нужды. Сати уже создала несколько роботов: «Знапа», «Ступенеход», «Геробой», «Роботанк», «Сумоист», есть и уникальные, индивидуальные экземпляры шестиклассницы. «Без творческого воображения в робототехнике делать нечего», — со знанием дела говорит девочка.
Сати уже твердо знает свое будущее. Она станет инженером военно-космической сферы. Учиться будет в европейском вузе с главной целью — выучить английский язык, без которого программирование сегодня невозможно. А пока все время посвящает учебе и своему увлечению. Иногда гуляет и на свежем воздухе. С мамой Зульфией летом они на велосипедах едут на озеро, чтобы не купаться и загорать, а собирать мусор!
— Очень жалко природу и животных. Поэтому и нужна космическая ракета, чтобы очищать вселенское пространство от остатков железных деталей. Ведь они угрожают сохранности нашей планеты, влияют на погоду и наше здоровье. Обо всем этом я читаю, изучая космос, — рассказывает шестиклассница. — Еще нам нужна технология, которая будет защищать озоновый слой от разрушения. А также робот, который будет работать от солнечной энергии и собирать мусор после человека.
— У тебя, получается, нет ни свободной минутки. Но бывает же, что на природе ты просто отдыхаешь?
— На природе получается лучше всего читать, думать и писать. Поэтому я всегда использую эту естественную энергию для творчества. Я записываю в тетрадь мысли о том, какой будет моя космическая ракета, из чего будет состоять, какие функции выполнять. У меня уже 10 блокнотов с записями. Однажды ночью мне даже приснилась летающая тарелка-трансформер. Я тут же проснулась и нарисовала ее, чтобы не забыть.
— Я единственное не понимаю: зачем в детских конструкторах находятся солдаты и оружие, — как бы между прочим обронила в беседе Сати. — Мне они не нужны. Я их тут же обмениваю у ребят на другие детали.
И этой мыслью одного ребенка, наверное, можно укрепить глобальную необходимость привлечения в научную среду прекрасной половины человечества. Только женщина может привнести ноту миротворчества, доброты, гармонии в любую сферу жизнедеятельности человека, и в развитие искусственного разума в том числе.
Айдана АДИЛЬБЕКОВА.
г. Щучинск.