Уважение к старшим, открытость, гостеприимство, миролюбие и терпимость издревле присущи казахам. Наши предки всегда дорожили родственными отношениями. Знать родословную до седьмого колена — долг каждого казаха.
Студенты второго курса специальности «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова к коучингу (семинару, предполагающему активные формы взаимодействия) «Традиции и обычаи в системе образования народа Казахстана» готовились тщательно. Девушки не только делились собранной информацией о традициях различных этносов единого народа Казахстана, но еще и в национальные костюмы облачились. Это придавало мероприятию особый колорит.
— В общении между людьми велика роль вежливого, уважительного приветствия. Аксакалы, много повидавшие на своем веку, принимали активное участие в воспитании ребенка. Всегда имели право пресечь грубое, дерзкое поведение молодого человека. Сплоченность, взаимовыручка — неотъемлемые черты казахов, — говорила студентка, представлявшая традиции государствообразующего этноса.
Другая участница семинара рассказывала об особенностях немецкого характера: «Немцы — пунктуальны и аккуратны. Несмотря на внешнюю сдержанность, очень сентиментальны. Родители детей воспитывают сами, не надеясь на бабушек и дедушек. С ранних лет приучают к самостоятельности. Даже маленькие дети знают, что у них есть свои права».
— Поляки — люди очень религиозные, у них существует настоящий культ семьи. В календаре у поляков не только День матери, но и День бабушки и дедушки. Дети, выросшие в сельской местности, в большей степени соблюдают традиции, чем выросшие в больших городах, — информировала третья девушка.
И дальше — о том, что у евреев стремление к знаниям — одна из религиозных заповедей, о роли махалли — узбекской соседской общины в воспитании нравственных качеств, о чувстве достоинства и личной ответственности у армян, о том, что у ингушей мальчикам с ранних лет внушалось, что он будет опорой семьи…
— А теперь, давайте подытожим, что является одной из главных черт… этноса, — сформулировала следующее задание модератор коучинга, доктор психологических наук, профессор Асия Кукубаева.
Этносы она называла разные, а ответы были, чаще всего, похожими: уважение к старшим, трудолюбие, порядочность, стремление сохранить семейный очаг, милосердие, взаимопомощь… И вовсе не потому, что участники семинара материал не освоили. Напротив, потому что освоили его очень хорошо и уяснили главное. В разные исторические эпохи, на разных широтах — центре нынешней Европы, в окружении кавказских гор и в иудейской пустыне… люди жили разные и по-разному, но выжили, стали этносом — сплоченной группой отличающихся от других и внешним обликом, и религией, и наречием, не исчезли в горниле исторических событий, именно потому, что каждому их них были присущи именно те качества, которые позже стали называть общечеловеческими ценностями. Они и сплотили казахстанские этносы в единый народ.
Завершающей частью семинара стало создание древа традиций. Каждый участник на листе бумаги в форме сердечка писал одно слово, означающее главное для него качество казахстанцев, доставшееся от предков — разных, но по большому счету, таких похожих. Каждый такой листочек крепился к символическому древу традиций. Одно за одним появлялись «листочки»: «любовь к ближнему», «любовь к родной земле», «толерантность», «взаимное уважение», «взаимопомощь»… На наших глазах древо традиций превращалось в древо дружбы.
Нина МИТЧИНОВА.