Проникаясь духом Великой степи

Создание Ассамблеи народа Казахстана по инициативе Елбасы — прогрессивное и очень своевременное решение, это помогло успешно спавиться с вызовами первых лет независимости, консолидировать общество, — этими словами начался наш разговор с членом Ассамблеи народа Казахстана, председателем общественного объединения «Қазақ тілі және мәдениеті» Мейрамбеком Кииковым накануне 1 марта — дня создания АНК. В тревожные девяностые образование института гармонизации межэтнических отношений означало многое. Ассамблея как консультативный и совещательный орган при Президенте страны призвала к уважению интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.

— В то время требовалось объединить народ Казахстана, и это было сделано, — развивал свою мысль Мейрамбек Киикович. — Сегодня, как органичное продолжение этой политики, происходит объединение всех этносов вокруг государствообразующей нации. Каждый из руководителей этнокультурных объединений чувствует ответственность за дела в стране и свой этнос, ведет консолидирующую работу на местах. Действуют воскресные школы, и новое поколение уже растет, зная свой язык, культуру, традиции, в то же время, общаясь на государственном языке. И это радует. Сегодня казахский Наурыз — наш общий праздник, и мы ходим на праздники других эносов, потому как это тоже наше, мы друг у друга перенимаем лучшее, духовно обогащаемся, познаем культуру и мудрость разных народов.

Характерный пример. В Сандыктау единственный в области молитвенный дом у дороги открыл предприниматель, ингуш по национальности, а чайхану рядом отстроили жители села разных этносов. Чтобы путник почувствовал степное гостеприимство, заехал сюда, попил чаю, помолился и поехал с добрыми намерениями дальше. В рамках духовного возрождения это очень человечные поступки, которые нас объединяют, в них —  уважение религии и традиций друг друга. В Зерендинском районе русский предприниматель отстроил мавзолей Уалихану, который представляет сакральную, духовную ценность казахского народа. Я присутствовал при этом, люди были очень благодарны ему, а он проявил самую настоящую благодарность тому народу, на чьей земле живет. Много лет веду проект по национальной игре асыкату «Алтын сака», конкурсы на знание истории культуры и традиций казахского народа представителями других этносов. В Акколе в эту игру вовлечены люди самых разных национальностей: русская учительница и девочки ее класса на соревнованиях выступали с казахскими детьми на равных. В кокшетауском городском конкурсе по игре в асыки среди ветеранов одним из победителей стал кореец. Сегодня древняя игра наша стала национальным видом спорта, приобрела международное значение, признана ЮНЕСКО культурным наследием как «духовная ценность казахского народа, пример позитивного взаимодействия, социальной сплоченности и дружбы». Именно так все и записано в решении этой уважаемой международной организации: «Игра «Асыки» способствует сближению культур вне зависимости от этнической принадлежности среди подрастающего поколения». Горд, что в республиканских соревнованиях наша команда лидирует, а неоднократный чемпион области по игре в бес асык Томирис Кусаинова занимает первые места. Игра девочек очень красива, она называется «бес асык», в ней и ловкость, и изящество, грация. Мальчики же играют в «асык ату», соревнуясь в меткости с расстояния в четыре-пять метров, развивая выносливость, глазомер, вырабатывая меткость и находчивость.

Возглавляя объединение по пропаганде казахского языка и культуры, уважаемый аксакал творчески подошел и к прочтению программной статьи Елбасы «Рухани жаңғыру». Мысль о духовном возрождении он воспринял так: кто духовный учитель нации? Абай! И составил план пропаганды его «Слов назидания» в каждом районе области. Читал сам, организовывал конкурсы чтения наизусть. Признался: дети порадовали, читая Абая с душой, вникая в содержание, оставляя в памяти мудрые мысли. Приезжал в районы Кииков не один, это была настоящая агитбригада с артистами: звучала мелодия Абая «Айттым салем, Калымкас», играли на домбре, кобызе, сыбызгы, древних казахских инструментах, молодежь погружалась в шедевры, ставшие духовным богатством нации.

Мейрамбек Киикович рассуждает: «Ведь как Абай говорил? Человек не рождается сознательным, он видит, слышит, ощущает горькое и сладкое. Взрослея, понимает все более широко. Назидания Абая — это беседа мыслителя со слушателями на морально-этические темы, он осуждает хвастовство, лживость, несправедливость, вражду, жадность, а вот честность, справедливость, человечность, как и труд, просвещение считает стержнем нравственного воспитания, на которые «даже твердь земная ответит всходами…». Какие же мудрые слова: «Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день…». Нам многому надо учиться у Абая. Как, к примеру, бороться с коррупцией? А с детства. Если человек в раннем возрасте идет в обход, получая все незаслуженно, таким он и вырастет, с этим бороться надо всем обществом — слова Абая: «Жить хитростью, обманом — удел бездарных проходимцев…».

Завершая разговор, мой собеседник заговорил о благодарности: «В такой стране, как наша, где живут люди разных национальностей, нам есть за что сказать друг другу спасибо. Тысячи политзаключенных были сосланы сюда в роковом 1937 году, не меньше и во время войны депортировали в степь с Кавказа, Поволжья, юга Сибири. Мы помогали им, делясь хлебом и кровом, они помогали нам. Меня русскому обучила моя русская тетя, жена дяди. Медсестра и акушер, она и детей на свет принимала, и русский нам преподавала. Сеяла морковь, лук, показав нам пример. Она прожила достойную жизнь, все ее уважали, внук сейчас в Америке стажировку проходит. Общаясь в обычной жизни, мы берем друг у друга лучшее, совсем не замечая, какой мы национальности. Это стало нормой в нашей стране, где живут представители 130 национальностей. Похвально, что сейчас наша молодежь лучше знает казахский, чем раньше, что на основе государственного языка происходит наше общее единение. Как отметил Глава государства, «казахский язык несет в себе консолидирующую роль, сплачивая наше общество, становясь фактором гармонизации межнациональных отношений, упрочения консолидации народов и общественного согласия».

Беседовала Александра МЯКОТА.

Читайте также