К 30-летию вывода советских войск из Афганистана
Болата Дюсенова призвали в армию в 1985 году, сразу после окончания учебы в техникуме. Карантин паренек проходил в жарком гористом Таджикистане, где вместе с другими такими же безусыми юнцами готовился к переброске в опаленный солнцем и взрывами снарядов Афганистан: новобранцы осваивали местность, во многом схожую с той, где им вскоре предстояло нести службу. Ходили в горы. Отстреливались, отражая имитированные нападения на колонну…
А вскоре полученные навыки новичкам пришлось применять в суровой действительности, где лучшей оценкой качества подготовки было одно — остаться в живых. Болат прибыл в небольшой городок Баглан в провинции Кундуз. Здесь, во взводе обеспечения артиллерийского дивизиона, рядовой Дюсенов получил «КамАЗ» и приступил к исполнению своего интернационального долга.
Водительская служба заключалась в перевозке грузов — продовольствия, боеприпасов, снарядов. Приходилось также возить и раздавать продукты — главным образом, муку, голодающему местному населению. Казалось бы, ну что особенного? Какая разница, где крутить баранку — дома, на просторах огромного Советского Союза, или в выжженном Афгане, на календаре которого значился не двадцатый, а всего-навсего XIV век и который жил своей, обособленной жизнью…
А разница состояла в том, что любой рейс мог стать последним. На каждом повороте, за каждым выступом скалы солдата-водителя поджидала опасность. Душманы, прекрасно ориентировавшиеся в родной для них местности, не только обстреливали автоколонны, но и устилали проложенные маршруты минами, стремясь уничтожить как можно больше людей и грузов. В таких ситуациях мощный, выносливый «КамАЗ» из верного стального «союзника» превращался в смертельно опасную «железку», потому что тяжелый большегрузный автомобиль был лишен своего «метра жизни». Дело в том, что у других транспортных средств передние колеса расположены впереди кабины водителя, и если машина наезжала на мину, то у шофера был шанс остаться в живых, благодаря тому, что взрыв происходил чуть дальше — в метре от него. А у «КамАЗа» колеса расположены прямо под водительским сиденьем, и в случае взрыва шансов на спасение практически не оставалось. Но отважные водители, мальчишки 18-20 лет, понимая это, не колеблясь отправлялись в рейсы, потому что знали, что такое долг и верность присяге, данной Родине, — такими уж их воспитали родители.
Рядового Болата Дюсенова судьба сберегла от участи подорваться на мине, однако тяжелых ранений он не избежал. В одной из поездок «рвануло» машину, ехавшую неподалеку от него. «КамАЗ» Болата мощной волной отшвырнуло к скале и перевернуло, от удара кабину буквально оторвало, и находившийся в ней юноша получил тяжелые травмы. Неизвестно, каким мог стать исход, но парня успели вытащить сослуживцы. Два месяца Болат провел в госпитале в Кундузе. Здесь он встретил своего земляка — Володю Шевченко из Айыртауского района, с которым учился в одном техникуме. Тот не сразу узнал однокашника, голова которого была практически полностью забинтована. А узнав, очень обрадовался встрече, ведь на чужой земле особенно остро ощущаешь родство с теми, кто дышал одним с тобой воздухом — воздухом далекого Отечества.
Подлечившись, наш герой вернулся в строй и продолжил воинскую службу.
— В общей сложности в составе различных подразделений я участвовал в девятнадцати боевых операциях по уничтожению бандформирований. Служить водителем — это ведь не значило только лишь сидеть за рулем. Доставив груз, ты брал в руки оружие и вступал в бой, если он в это время шел, участвовал в поимке «духов», в проверке караванов, где среди тюков с различными товарами нередко оказывались спрятанные наркотики или вооружение, — делится воспоминаниями Болат Кажмухамматович. — Особенно было тяжело ребятам, несшим свою вахту в песках пустыни. Мы возили в Фейзабадскую долину, где стоял советский полк, боеприпасы. Я видел их, серых от въевшегося в кожу песка, с лицами, иссушенными палящим солнцем и по два-три дня дующим ветром-«афганцем», заставлявшим людей постоянно передвигаться, чтобы не быть занесенными заживо. Вместе с ними участвовал в перехвате каравана, везущего наркотики. И сейчас перед глазами иногда возникает та картина…
Но свое первое боевое крещение Б.Дюсенов получил в декабре 1985-го, практически сразу после того, как оказался в Афганистане.
— Тогда по реке Пяндж «духи» ухитрились перейти границу и вышли в районе Кургантюбинской области Таджикистана, где находились погранзаставы «Пяндж» и «Комсомольская», практически их уничтожив, — рассказывает он. — Ночью нас подняли и отправили к месту нахождения врага. Пешком, чтобы не быть замеченными, мы шли всю ночь и успели преградить бандитам дорогу в пакистанский Панджшер, где они смогли бы «раствориться». Операция по уничтожению бандитской группировки длилась двадцать дней.
Потом были и другие. После каждой Болат рисовал на кабине своей автомашины звездочку, отмечая «боевые выезды». К концу службы их оказалось 19. Дважды участвовал он в «осаде» отрядов Ахмедшаха, зажимая противника в ущелье. Но опытному, закаленному в боях и знающему каждую пядь земли афганскому предводителю удавалось ускользнуть, вывести свои отряды из-под нависшей угрозы.
А самым памятным событием в военной службе воина-интернационалиста стала крупнейшая всеармейская операция по выводу войск из Афганистана в Союз шести полков 40-й армии — танковых, мотострелковых и других подразделений.
— Мы обеспечивали безопасность, расчищая уходящим войскам «дорогу жизни». К этой операции готовились почти два месяца, готовили технику, красили ее, чтобы выдать за новую. Дело в том, что это была лишь видимость вывода войск. На самом деле уходили закончившие службу ребята и вывозилось ненужное имущество, отслужившая срок техника, — рассказывает Болат Кажмухамматович. — А мы их сопровождали, и, немного завидуя тому, что скоро эти парни будут дома, встретятся с родными, близкими, передавали через земляков подарки и сувениры для своих родственников — платки, афганские открытки, наручные часы.
Сейчас уже не секрет, что та военная операция, названная «Гранит», по своей сути являлась мирной и, как впоследствии оказалось, стала началом вывода всех советских войск с территории Афганистана.
После мобилизации Болат Дюсенов вернулся в родную Зеренду, стал служить в органах внутренних дел. Четверть века боролся с преступностью, на пенсию вышел в звании подполковника. О стойкости и храбрости нашего земляка говорят его многочисленные награды, среди которых самыми дорогими сердцу Болата Кажмухамматовича являются медали «За боевые заслуги», «За мужество и отвагу». Проживающие в Зерендинском районе воины-интернационалисты, хорошо зная и уважая этого серьезного, немногословного человека за деловые и личностные качества, сразу признали в нем своего лидера. Поэтому, когда в 2008 году образовалось общественное объединение «Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане», сомнений в том, кто его возглавит, ни у кого не возникло. И сегодня, наряду с многочисленными служебными обязанностями акима Чаглинского сельского округа, на плечах Болата Дюсенова лежит немало хлопот, связанных с общественной деятельностью. Союз помогает и поддерживает своих «бача», организовывает спортивные мероприятия памяти погибших товарищей. А первым делом, с которого по сути и началась его работа, стала установка памятника на центральной площади.
— Ребята сами выступили с инициативой — увековечить память павших боевых товарищей. Мы обсудили и сделали эскиз будущего монумента, отдали его на утверждение в районный акимат, а сами занялись сбором средств, — рассказывает подполковник в отставке Б.Дюсенов. — На наш призыв откликнулись многие предприниматели.
Не прошло и полтора месяца, как в центре Зеренды появился памятник погибшим воинам-интернационалистам, который признан вечно напоминать всем нам о бессмысленности любых войн и непреходящей ценности жизни, о мужестве и верности долгу, о стойкости и любви к своей Родине.
Светлана КИМ.