Степное притяжение Манарбека Бурмаганова

Тұлға-земляки
Давным-давно на этом месте росли огромные деревья, среди которых возвышалось одно особенное, огромными ветвями подпирающее небо и корнями уходящее в подземное царство. Это дерево жизни — Байтерек. В наши дни на этом месте возник город сказочной красоты — Астана.

Так начинается описание скульптурной композиции «Степное притяжение» нашего земляка Манарбека Бурмаганова, завоевавшего Гран-при на прошедшем в Астане международном конкурсе по художественной резке льда.

Среди 16 участников — мастера из Казахстана, России, Китая — родины ледовых скульптур. Именно там в начале XVII века рыбаки научились делать ледяные фонари, вставляли в них свечи и брали с собой на рыбалку. В 1963 году в Китае провели первый конкурс ледовых скульптур, и с тех пор он ежегодно проходит по всему миру. Так что конкуренты у нашей команды «Степняки» были достойные. Но и наши земляки мастерством обладают немалым.

Манарбек Бурмаганов оттачивает его, даря в предновогодье кокшетауцам зимнюю сказку-снежный городок. С каждым годом ледовые скульптуры в нем становятся все филиграннее, прослеживается единый замысел, продуманная концепция. Опыт, приобретенный на международных соревнованиях мастеров ледяной скульптуры (Красноярск, Томск, Петрозаводск…), Манарбек Бурмаганов на родине использует сполна. Помог он и на прошедшем конкурсе в Астане.

Еще одним важным фактором успеха, по его словам, стала поддержка семьи. Концепцию композиции обсуждали на семейном совете, мнение супруги Гульмиры Амиржановой — преподавателя рисования, труда колледжа им. Ж. Мусина, удостоенной нагрудного знака И.Алтынсарина, играло роль немалую. Сын Биржан — незаменимый член команды, он мастера с полуслова понимает, дочь Томирис для «степняков» накидки шила, ткань подбирали, чтобы «на степь была похожа». А название команды «Степняки», потому что: «Я же в Степняке родился и вырос, красоту родных мест ни с чем не сравнить».

Любовь к родному краю, знание истории страны, восхищение прекрасной столицей — все эти искренние чувства воплотил мастер в сложной многосоставной композиции.

В ее центре пришедший к нам из легенды о птице Самрук красавец Хасан дарит ожерелье любимой девушке, она угощает его кумысом, над ними парит в свободном полете человек, до которого доносятся запах степи, звуки домбры. Здесь и караван верблюдов, знаменующий особое место Казахстана на Великом шелковом пути и, конечно, Байтерек нынешний, ставший символом столицы. Вся композиция украшена тончайшим казахским орнаментом. Как удалось воспроизвести его на хрупком льду — загадка не только для непрофессионала. Как и то, каким образом фигуры птицы Самрук и космонавта, кажется, действительно парят без всякой точки опоры.

— Работы были очень сильные. Китайскую композицию, кажется, не ребята из Харбина делали, а инопланетяне. Такая ажурная, — акмолинский мастер своего восхищения работами коллег не скрывает. — Все старались, чтобы работа отвечала теме конкурса «Восточные сказки». Мы же постарались воплотить самые яркие страницы истории Казахстана. А разве наша история и наша столица не сказочно красивы?

И вновь (см. «АП» от 25.01. 2017 г. «Песнь льда и снега») Манарбек Бурмаганов говорит о своей мечте заветной: «Почему мы не проводим такие конкурсы в нашем замечательном Бурабае. Сколько туристов приехало бы полюбоваться не только ледовыми скульптурами, но и нашим краем красивейшим».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также