Ренессанс казахстанской культуры
Быстрые темпы роста и вхождение в глобальный мир имеют для Казахстана как положительные, так и отрицательные стороны. Возврат к прошлому в его прежнем формате невозможен, однако оно требует рационального осмысления, чтобы уроки были усвоены и выводы сделаны.
Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» стала для нас четким стратегическим планом духовного ренессанса, направленного на формирование единой нации сильных и ответственных людей — основы современного развитого государства. Осуществление такой задачи зависит от главных принципов: национального сознания, национальной идентичности, знаний, конкурентоспособности, прагматизма, эволюции и открытости сознания. Стержнем, объединяющим все это, является культура и ее уникальный код.
Сегодня мы вчитываемся в строки статьи Главы государства «Семь граней Великой степи» и понимаем, что это продолжение и уточнение программы «Рухани жаңғыру», есть своего рода звенья цепи, которые свяжут воедино нашу общую историю и культуру, сделав их недосягаемым для времени и открытым для развития пространством.
Всадническая культура, древняя степная металлургия, звериный стиль, Золотой человек, тюркский мир, Великий шелковый путь, яблоки и тюльпаны — наш дар всему миру. Эти глобальные исторические вехи отмечают путь не одного отдельно взятого народа, а эволюцию всей Великой степи.
Нельзя сказать, что нам незнакомы эти «грани» или что они были в забвении. Напротив, парадокс в том, что они нам прекрасно известны, но мы почему-то привыкли воспринимать их, во-первых, по отдельности, а во-вторых, в принадлежности к какой-то определенной области научного знания. К примеру, большинство из этих семи «ключей» ассоциируются с историей, археологией и геологией, а яблоки и тюльпаны — с ботаникой и селекцией, в то время как все это также знаковые культурные феномены.
Если вдуматься, то практически каждая из «граней» — своеобразный пик творческих усилий уникального тандема природы и человека. Доместикация лошади в условиях ботайской культуры повлекла за собой целые «тектонические сдвиги» в мышлении и представлениях древних степняков, а результатом стал, говоря современным языком, дизайн всего, что так или иначе связано с конем. Помимо социально-бытового аспекта это навсегда изменило расклад в глобальной расстановке сил.
До сравнительно недавнего времени бытовало мнение, что основные показатели цивилизации — это наличие письменности и городской культуры. Однако история показывает, что все же главным мерилом уровня развития общества является его способность управляться с металлами. Открытие металлов и металлообработка стали «квантовым скачком» в истории человечества. Поэтому для нас так важны полученные Алькеем Маргуланом данные, что Великая степь, и конкретно регион Сарыарки, уже в нижнем неолите (IV-III тыс. до н. э.) стала одним из самых древних мировых центров добычи и выплавки меди.
Хотелось бы немного подробнее остановиться на зверином стиле и его своеобразной вершине — иссыкском Золотом человеке. Скифо-сакский звериный стиль — историческое явление и художественный стиль, возникший в I тысячелетии до нашей эры в степях Евразии. Древние кочевники создали неповторимый художественно — символический язык, который не только отразил их картину мира, но впоследствии стал важной и неотъемлемой частью культурного кода казахов.
В 1970 году в окрестностях города Иссыка в ходе археологических раскопок сакских курганов обнаружено уникальное нетронутое захоронение молодого царя-жреца, известного сейчас как Алтын адам — Золотой человек. Его роскошное облачение представляет собой сакральную модель мира древних кочевников. Священные для номадов золотые животные и птицы, украшавшие костюм воина, создают самобытную анималистическую проекцию Мирового древа. Золото здесь — символ божественной власти и высшего статуса.
Сегодня Золотой человек стал символом независимого Казахстана, а некоторые элементы золотого убранcтва его костюма стали частью государственной символики республики.
Осмысливая это, очевидно, что звериный стиль и Золотой человек — это, помимо уникальной мифопоэ-тики и художественного феномена, также и удивительный результат сопряжения всаднической культуры и древней металлургии. Поэтому для нас такие «грани» не разрозненные части, а элементы подвижной живой системы, способные комбинироваться и «встраиваться», образуя новые универсальные формы, с честью выдержавшие испытание временем.
Эпоху владычества в степи сакских племенных союзов сменили тюркские империи, настолько большие и мощные, что целесообразно воспринимать их как целый мир. Достижения отечественной археологии на Алтае наглядно демонстрируют это.
Тюркский мир стал залогом расцвета ключевой торгово-экономической артерии Евразии — Великого шелкового пути, повлиявшего в той или иной степени на историко-культурный ландшафт всего материка. Думается, что истоки одного из уникальных достижений Казахстана — толерантности — во многом следует искать именно в Великом шелковом пути — перекрестке мира и культурного разнообразия. И сегодня мы обязаны сберечь этот драгоценный, отточенный и проверенный столетиями опыт.
В наши дни мы много говорим о брендах и имидже как неотъемлемых признаках уровня развития страны и сообщества. В нашем сознании четко и устойчиво живут ассоциации, связывающие государства и их неформальные символы. Разве не повод для гордости осознание того, что яблоки и тюльпаны — общеизвестные бренды многих стран и народов, — на самом деле «родом» из казахских степей? То, что вчера было очевидным для специалистов, сегодня рассматривается как общий культурный феномен.
Эти семь граней Великой степи — показатели культурной эволюции, которая шаг за шагом, отбирая и сберегая все лучшее и жизнеспособное, формирует нашу историю. Такой контекст позволит нам не фокусироваться только на чем-то одном, а видеть объемно всю картину взаимосвязи мест, имен и культурных достижений.
Казахстан XXI века — современное многонациональное государство, мультикультурное сообщество, объединяющим началом которого является дух единства. Мы видим цель, мы знаем, что необходимо сделать для ее достижения, мы понимаем, что достигнуть этого можно только сообща — вместе думая, сопереживая и трудясь.
Андрей ХАЗБУЛАТОВ,
генеральный директор Казахского научно-исследовательского института культуры МКС РК, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор.
Kazpravda.kz
СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ
По орфографии казахского языка
С целью ознакомления, обсуждения и разъяснения новых правил правописания казахского языка на латинской графике в областном музее литературы и искусства состоялся семинар-совещание по теме «Основные положения орфографии казахского языка».
В совещании приняли участие руководители, специалисты по языкам отделов культуры и развития языков городов Кокшетау, Степногорска и районов, а также сотрудники центров обучения языкам. С основным докладом о реализации государственной программы развития и функционирования языков на 2011-2020 годы в 2018 году выступила руководитель управления по развитию языков Марал Джакупова. С информацией о проделанной работе по переходу на латиницу-директор областного учебно-методического центра Каратай Тулекеев. Были заслушаны доклады преподавателей-методистов Акмолинского областного учебно-методического центра: Асемгуль Карсабаевой — «Орфография букв, коренных слов, положение аффиксов и орфография написания раздельных букв», Бибигуль Даировой — «Орфография заглавных букв, слитных слов и слов, которые пишутся через дефис, порядок присоединения аффиксов», Карагоз Жамухановой — «Орфография сокращенных, иноязычных слов и перенос слов».
Семинар-совещание завершился церемонией награждения специалистов, добившихся хороших результатов по итогам года. И видеопоказом постановки «Алдастан» автора и режиссера Ерсайына Толеубая, ранее демонстрировавшегося в казахском музыкально-драматическом театре им. Ш.Хусаинова.
Алпыс БЕКЕНОВ.
Мощный импульс для научных исследований
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил новые проекты, связанные с изучением и осмыслением истории Казахстана. Статья «Семь граней Великой степи» является продолжением программы «Рухани жаңғыру». Документ способствует продвижению нового понимания Казахстана на международной арене.
Статья «Семь граней Великой степи» является логическим продолжением опубликованных ранее трудов Президента РК Нурсултана Назарбаева, обладающих большой исторической значимостью. Видна связь между проектами «Туған жер», «Сакральная география Казахстана» и проектами, предложенными в новой статье: «Архив-2025», «Великие имена Великой степи», «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», «Антология степного фольклора»… каждый из них направлен на осмысление дня сегодняшнего через постижение нашего исторического прошлого, вклада Казахстана в развитие тюркского мира и глобальной цивилизации.
«Семь граней Великой степи» — статья многопластовая, многоуровневая, поднимающая вопросы формирования новой идентичности Казахстана через прочтение и глубокое изучение истории.
В апреле 2017 года, когда Президент озвучил идею модернизации общественного сознания и предложил несколько проектов под эгидой «Рухани жаңғыру», он через призму исторического прошлого дал глубокое философско — мировоззренческое обоснование того, что представляет собой народ Казахстана сегодня.
История степного мира связана как с Востоком, так и с Западом, а в особенности с историей Евразии. Это огромное пространство было заселено в древности ариями, саками (скифами) и гуннами. У них была своя устойчивая цивилизация. Если рассмотрим проблемы массагето-кайсакской и в целом сакской цивилизации, наследниками которой является казахская цивилизация, то она оказывается старше гуннской цивилизации, и тем более европейской.
Статья Президента в большей степени направлена на осмысление нашего исторического прошлого и того, что есть Казахстан, куда мы движемся, что наш народ принес человечеству, как мы встроены в общецивилизационные процессы развития. В этой статье поднимается очень много вопросов, и, по сути, они все заложены в программе «Рухани жаңғыру». Через историю фокусируется на вопросах нашей идентичности.
«Семь граней Великой степи» способствует продвижению нового понимания роли Казахстана на международной арене. Говоря «Великая степь», мы не исключаем того, что это будет новое прочтение Казахстана, и Нурсултан Абишевич дал новый толчок для того, чтобы Казахстан ассоциировали не только с нефтью, не только с Каспием, не только с нераспространением ядерного оружия, но еще и с новой идеологемой — «Великая степь».
Работы Президента всегда актуальны, так как в них ставятся злободневные вопросы современности. Новые идеи и предложения задают мощный дополнительный импульс и новый ритм всей исследовательской исторической работе, а также, имея комплексный характер, ставят масштабные задачи перед министерствами, ведомствами и творческой элитой страны.
В своей статье Елбасы подчеркнул, что история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам. История нашей страны должна трактоваться именно как цельное цивилизационное развитие со своими особенностями и спецификой. Приоритет каких-либо отдельных фрагментов совершенно не нужен. Такой подход являлся бы искажением исторического процесса.
Нынешний период развития Казахстана требует особого внимания и более углубленного изучения. Полагаю, что для понимания нашего современного пути развития, осмысления пройденных этапов и определения основных приоритетов в пристальном и объективном изучении, без налета политической конъюнктуры нуждается советский период в истории нашей страны — удивительно насыщенный разноплановыми, в том числе как героическими, так и трагическими событиями.
Канат БАЗАРОВ,
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой Отечественной истории, «Рухани жаңғыру и АНК» КГУ им Ш. Уалиханова.
ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ
Насколько осовременились дедушки и бабушки
В одном из городских маршрутных автобусов, по всей видимости, приезжий пожилой человек спросил у девчушки лет 14-15, сидевшей рядом с ним, на какой остановке ему нужно выйти, чтобы попасть по нужному адресу. Девочка охотно и подробно все ему разъяснила, а благодарный аксакал в ответ не только осыпал свою юную соседку словами благодарности, но и разразился многочисленными добрыми пожеланиями. По простоте душевной, а скорее по традиции, дедушка произносил все громко, с чувством, с толком, расстановкой, так, что каждое сказанное им слово было прекрасно слышно на весь переполненный салон. Одни пассажиры понимающе кивали, в глазах других сквозило откровенное удивление… А пунцовая от смущения девочка, буквально, вжавшись в сиденье от такого неожиданного к себе внимания, кажется, готова была пулей вылететь из автобуса… Кто-то может возразить, дескать, городской автобус — не место для традиций. Но стоит ли ограничивать, втискивать в рамки уместности добрые слова напутствий от почтенного человека, произнесенные им от чистого сердца?
Скорее всего, застеснявшаяся юная горожанка не догадывалась, что благодарный пожилой человек по древней казахской традиции в благодарность за оказанную услугу давал ей свое бата-благословение. Не знает, скорее всего, не наученная старшими девчушка, что у казахов издревле жила и живет непоколебимая вера в силу мудрого слова. И священный обряд «бата беру», искренне почитаемый в народе, родился благодаря именно этой вере. Ибо люди с незапамятных времен были уверены: доброе и искреннее бата, по сути, благое напутствие перед дорогой, каким-либо начинанием, данное одним из уважаемых, праведных в роду или ауле людей, обязательно поможет добиться успеха, достичь заветных целей. Неспроста живут в народе мудрые слова: «Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение-бата».
В наше советское детство, те, кому посчастливилось расти под опекой дедов и бабушек, воспитываемые и наученные ими, считали огромной честью возможность получить такое напутствие-благословение у почтенного, седобородого аксакала села. Взрослые без устали строго нас поучали: «Не переходи старшим дорогу, увидишь пожилого человека, даже незнакомого, как бы ни торопился, сверни с дороги, подойди, поздоровайся. Обязательно помогай пожилым людям при случае, «батасын аласың» — то есть получишь его благословение». И те праведные слова, повторяемые старшими без устали, навсегда отпечатавшись где-то в подкорке, ведут нас по жизни по сей день, а услышанные в детстве и юности слова благословения от почтенного человека, адресованные тебе лично за какую-либо услугу или только за то, что ты подошел и, выразив почтение, поздоровался, были, пожалуй, сродни крыльям, выросшим за спиной…
Нынешние бабушки-дедушки, судя по красноречивой картинке в автобусе (девчушка сильно стеснялась внимания пожилого человека, а уж о том, чтобы в свою очередь поблагодарить его за добрые напутствия-пожелания и речи не было) уже немного другие, более современные. Немного отойдя от темы, отметим, что у нынешних дедушек-бабушек, конечно же, другое качество жизни нежели у их предшественниц, больше возможностей, они более и социально, и граждански активны, многим, занятым на службе после выхода на пенсию, на общественной работе, а то и просто решившим, что называется, пожить на заслуженном отдыхе для себя, порой не до внуков. К слову, поискав мнения психологов на просторах интернета, пришла к выводу: специалисты на сей счет, кажется, в один голос утверждают: единственные люди, которые должны заниматься ребенком — это его родители. Остальные родственники могут помогать, опекать, но лишь при желании. Конечно, молодые родители могут попросить их поддержки, но при этом должны быть готовы принять, а самое главное, понять отказ.
Уверена, все же не все дедушки и бабушки нынешних подростков посвящают жизнь на пенсии себе любимым. Знают, разумеется, они прекрасно о древней и мудрой национальной традиции. Безусловно, кто-нибудь из них и сам, с удовольствием, верой и великой надеждой напутствует и благословляет своих детей и внуков. Но настолько красноречивой была та ситуация в автобусе…
Раушан УТЕУПИНА.