ОБРАЗОВАНИЕ: В ногу со временем, Позитивный настрой для трансляции опыта, IQanat в помощь сельским школьникам

В ногу со временем

«Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Президент Казахстана.

Вот уже 23 года я работаю в школе. В наше время работать здесь трудно, но интересно. Использую различные формы проведения уроков (лекционные, групповые, игровые), различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету.

Сегодня именно учителя — лидеры модернизационных изменений в Казахстане. Современным педагогам приходится работать в условиях достаточно высокой конкуренции. Поэтому вопросы повышения статуса и имиджа педагога требуют особого внимания и поддержки.

Мне понравилось предложение Президента, что в сфере среднего образования будут применяться методы и стандарты «Назарбаев школ». Правильно отметил Глава государства, реформу образования надо проводить таким образом, чтобы мы могли конкурировать с другими странами.

Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаем новые программы, методики, используем информационные технологии на уроках. К примеру, наша Краснокордонская школа применяет технологию «Биоинформатика и синергетика» Ф.Васермана, мы работаем сами и помогаем внедрять данную технологию в Зерендинском районе.

Большим стимулом для нашей маленькой сельской школы стали слова Главы государства о том, что в условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых является малокомплектными. Сельская малокомплектная школа является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Ее состояние и уровень работы оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека. Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. В связи с этим мы большое внимание уделяем экологической культуре, потому что любовь к родному краю начинается с бережного и почтительного отношения к природе, истории, своим землякам.

Наталья СОБОЛЕВА,
директор Краснокордонской основной школы.
Зерендинский район.

Позитивный настрой для трансляции опыта

С сентября 2015 года Никольская средняя школа Буландынского района в числе 30 пилотных школ Республики Казахстан участвует в апробации образовательных программ обновленного содержания. В данном проекте задействованы различные категории школ: гимназии и общеобразовательные, городские и сельские, в том числе малокомплектные, к которым относится и наша школа.

Сегодня мир стремительно меняется. Новые технологии, доступность и многообразие информации, растущее влияние СМИ, а также инновации в науке и образовании ставят перед школой ответственную задачу — обучить детей так, чтобы они смогли занять свое место в жизни и на рынке труда. Чтобы достигнуть успеха, современный молодой человек, помимо умения критически мыслить, решать проблемы, работать в команде, проявлять инициативу, должен обладать и предпринимательскими навыками, умением выступать перед аудиторией, грамотно и четко излагать свои мысли устно и письменно, находить информацию. Именно поэтому возникла необходимость в обновлении содержания школьного образования в Республике Казахстан. «Перезагрузка» системы поможет повысить уровень конкурентоспособности наших выпускников до международных стандартов. И в рамках обновления содержания образования уже реализуется целый комплекс мероприятий по внедрению опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» в общеобразовательные школы.

Ожидаемый результат апробации обновленных учебных программ — сокращение разрыва между сельскими и городскими школами, предоставление равного доступа к качественному образованию всем школьникам страны, повышение качества обучения, мотивации учения и заинтересованности родителей в учебных достижениях детей. Качество знаний на младшей ступени обучения в нашей школе составляет сегодня 70%.

Обновление коснулось не только содержания образовательных программ, подходов к организации учебного процесса. Кардинально изменилось и оценивание учебных достижений учащихся. Основная нагрузка в реализации обновления содержания образования легла на плечи учителей и руководителей школы. Такие глобальные перемены под силу только высокопрофессиональным кадрам, и этому званию наши педагоги стараются соответствовать.

С первых шагов в режиме пилотного проекта под руководством облуправления образования мы были вовлечены в образовательное сообщество учителей НИШ и тренеров центра педагогического мастерства г. Кокшетау. В рамках методической помощи осуществлялась консультационная поддержка тренерами ЦПМ, посещение уроков тренерами и учителями «Назарбаев Интеллектуальной школы» с предоставлением обратной связи, совместно проведенные тренинги и семинары на базе НИШ и пилотной школы, командное преподавание. Внедряя новую модель образования, учителя нашей школы не только учились сами, но транслировали свой опыт педагогам района и области, проводя мастер-классы, семинары, выступая с докладами и презентациями. Примером такого совместного взаимодействия стал последний семинар по теме «Методическая поддержка обновления содержания образования», проведенный в конце уходящего года на базе Никольской средней школы.

Семинар стал результатом заключения меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Акмолинской области, обл-управлением образования и НИШ г. Кокшетау. В практической части семинара участникам были показаны 12 уроков во 2-8 классах. Уроки, проведенные на высоком методическом уровне, стали полезны молодым педагогам и завучам учебных заведений района. Тренеры ЦПМ Л. Журба и Б. Рахымжанова провели мастер-классы для учителей начальных классов. Заместитель директора по воспитательной работе «Назарбаев   Интеллектуальной   школы»   Жания Исмагамбетова рассказала о том, из чего складывается воспитательная система НИШ, и провела мастер-класс «Час чтения». Все 52 участника получили массу полезной информации, практических рекомендаций, а главное — позитивный настрой и удовлетворение от совместной работы.

В заключение семинара директор Никольской средней школы Серикпай Ержанов и его заместитель, автор этих строк, были награждены юбилейными знаками в честь 10-летия НИШ от правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Коллектив школы очень рад плодотворному сотрудничеству с коллегами из «Назарбаев Интеллектуальной школы» г. Кокшетау, ведь благодаря такому взаимодействию Никольская школа стала одной из первых, внедряющих обновленное содержание образования в учебный процесс. Положительные результаты этой работы видны уже сегодня.

Надежда КУЗЬМЕНКО,
заместитель директора по УР Никольской СШ.
Буландынский район.

IQanat в помощь сельским школьникам

Школьники Атбасарского района приняли участие в районном этапе республиканской олимпиады IQanat, которая прошла на базе СШ №1 г. Атбасара. Этот образовательный проект для сельских школ учрежден группой бизнесменов и меценатов, чтобы помочь обеспечить ученикам сельских школ равные шансы на поступление в национальные и зарубежные вузы.

Олимпиада IQanat полностью построена на школьной программе, но использует элементы логических заданий. Программа включает в себя прохождение отборочных туров олимпиад по регионам Казахстана, а также сопровождение в подготовке к поступлению в ведущие вузы страны и мира на гранты и стипендии. В этом году в программе IQanat четыре направления: математика, физика, английский язык и литературное эссе. В районном этапе олимпиады приняли участие 72 ученика 9 классов из 11 сельских школ района. Те ребята, которые успешно преодолеют первый тур, смогут побороться за победу во втором этапе олимпиады в мае.

На торжественном открытии олимпиады школьникам пожелали удачи руководители координационного совета по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области, к.п.н. Марат Ибраев и районного отдела образования Наталья Наймушина. Как было отмечено на открытии, ряды попечителей программы IQanat пополняются. Цель программы — ежегодно выбирать более 1000 лучших сельских школьников, чтобы помочь им получить гранты в вузы страны и мира.

Екатерина ЛЬВОВА.
Атбасарский район.

Читайте также